Стройка уходит в online

Что дают BIM-технологии бизнесмену.

BIM-моделирование, или создание 3D-модели проекта на основании единой для всех участников проекта информационной базы, технология не новая. Так уже в 2011 году в Великобритании был разработан план на пять лет, предусматривающий BIM во всех строительных проектах. Однако в нашей стране этой технологией по тем или иным причинам пользуются не слишком активно. О проблемах и перспективах BIM говорилось на посвященном технологиям будущего форуме Autodesk University Russia 2016, проходившем в Москве с 4 по 6 октября.

Стройка нового века

Активнее всего новую технологию используют в строительстве. И это действительно здорово упрощает работу, причем не только проектировщикам, но и простым рабочим. Так, своим опытом поделился эксперт, сотрудничающий с рядом американских компаний, Александр Золотов. По его словам, использование единой модели для всех участников стройки помогает избегать ошибок, вызванных, например, сбоем, работы принтера при печати чертежей. Одна единственная не пропечатанная цифра может стоить сотни тысяч на переделках. А в случае с единой моделью, отображающегося у каждого сотрудника, от главного инженера до простого монтажника на личном планшете или большом экране на этажах, это полностью исключено. 

Помимо единообразия у BIM-модели есть и другие преимущества. Например, каждую деталь и каждый узел можно изолировать на схеме и рассмотреть со всех сторон, что очень удобно как на этапе проектирования, так и при исполнении. Каждый рабочий может посмотреть на своем планшете нужную именно ему деталь или узел отдельно от всего остального, что значительно упростит ему работу и снизит шанс ошибки. 

Вид сверху лучше

BIM-технологии открывают дорогу и другим высокотехнологичным направлениям в строительстве. Так, например, Никита Ушаков из компании TraceAir на форуме рассказывал про использование на стройплощадке дронов, которые могут производить множество видов работ, от предпроектного обследования и до контроля стройки. Причём дроны не просто получают фото и видеоизображение ведущихся работ, а сразу конвертирует это в 3D-модель. Соответственно, следить за изменениями в стройке можно в режиме онлайн прямо на своём мониторе. Причем, эта технология тоже не является каким-то заоблачным будущим. Она уже используется на строительных работах начиная от юга России и до севера Сибири.

Дорога в будущее

3D-моделирование может стать значительным подспорьем для одной из самых наболевших проблем России - отечественного автопрома. В частности, речь идет о цифровом моделировании и порождающем проектировании. По крайней мере такое впечатление осталось от выступлений на форуме главного дизайнера АвтоВАЗа Стива Маттина и ректора института передовых производственных технологий СПбПУ Петра Великого, участника автомобильного проекта "Кортеж" Алексея Боровкова. Использование трёхмерных моделей позволяет оптимизировать работу над новым автомобилем, позволяя снизить число физических тестов за счёт увеличения тестов, проведенных с 3D-моделью на компьютере. Кроме того, за счёт использования новых технологий удается более детально прорабатывать дизайн уже на ранних стадиях проектирования.

Когда наступит завтра

Технологии BIM-моделирования постепенно проникают в Россию. Но для нас это пока ещё не наступившее завтра. Так, форум, где обсуждались эти технологи, организован крупной международной компанией Autodesk, лидером в области решений для 3D-проектирования, а многие спикеры ссылаются, в первую очередь, на опыт западных компаний. На государственном уровне применение этих технологий никак не регламентируется, пока об этом только говорят. Но в завтрашний день идти придется, хотя бы потому, что конкуренция - штука упрямая.