Мат в четыре хода

4 условия конкуренции на высокотехнологичных рынках.

Конкуренция в любой сфере – задача непростая. Но в сегменте высокотехнологичной продукции есть своя специфика, не зная которой можно потерпеть поражение, не успев даже выйти на  рынок. Вместе с компанией «Нексиа Пачоли» мы подготовили материал о том, что обязательно нужно сделать, если ваш бизнес нацелился на высокие технологии.

Перейдите от поставки оборудования к продаже высокотехнологичных продуктов

Сейчас востребованы комплексные и интегрированные продукты. Детали и комплектующие, даже очень качественные, мало кому интересны. И производителю, естественно, нужно отталкиваться от спроса, а не от своих возможностей, и предлагать продукт как можно более полный и самостоятельный.

Выпуск высокотехнологичных товаров выгоден еще и потому, что затраты на их производство невелики, основную часть себестоимости составляет разработка. Если вы производите трубы, то главные расходы у вас регулярные – на материалы и работу. В высокотехнологичном производстве основные затраты единовременные – на исследования, проектирование, испытания и так далее. А затем вы тиражируете своё творение, что не требует крупных материальных затрат.

Сформируйте портфель прав на интеллектуальную собственность

Продавая высокотехнологичные продукты, вы, в первую очередь, продаёте воплощенные в них интеллектуальные права. То есть, например, не само «железо», а способ его изготовления, знание о том, как делать это эффективно. Собственно, это и называется портфель прав.

Но такую информацию нельзя просто переложить из головы в голову и взять за это деньги. Чтобы заработать на знаниях, их нужно сформулировать, где-то изложить, оформить и задокументировать. Тогда они будут защищаться по установленным законодательством нормам. Причем, в разных странах они могут отличаться, хотя основные принципы везде примерно одинаковые.

Обеспечьте централизованное управление правами на интеллектуальную собственность

В большой компании, претендующей на лидерство в отрасли или, как минимум, на значительную долю рынка, неизбежно возникают внутренние конфликты, связанные с интеллектуальной собственностью. Причина – несовпадение интересов всего предприятия и некоторых его подразделений. Поэтому, чтобы выстроить грамотную политику выхода на рынок, интеллектуальными правами нужно управлять централизованно. 

Если позволить подразделениям самостоятельно вести эту работу, они могут навредить компании в целом, преждевременно раскрыв какую-то информацию, опубликовав что-то или даже продав технологию. Собственные сотрудники перекроют вам рынок. И вы, таким образом, не только потеряете деньги, но и утратите все конкурентные преимущества.

Применяйте агрессивную стратегию патентования

Патент даёт вам право запрещать другим производить то, что в нем описано. Иными словами, он позволяет монополизировать часть рынка или доходы от технологии, продавая на неё лицензии. Так что агрессивная стратегия патентования нужна для увеличения прибыли и для того, чтобы не пускать производителей аналогичных товаров на рынок. И даже если у вас пока нет готового продукта – вы всё равно можете патентовать разработки, застолбив таким образом будущую долю рынка.

Также патентование защитит от конкурентов, желающих запретить вашей компании производить тот или иной продукт. В каждой отрасли есть соперники, способные примерно в одно время прийти к одним и тем же идеям. Может так случиться, что, пока вы создаете продукт, кто-то запатентует его. Даже если речь идет о зарубежном конкуренте, вы потеряете право производить то, что создали своими силами, – и все затраты на разработку пойдут прахом. Чтобы этого не произошло, обязательно посоветуйтесь с экспертами по интеллектуальной собственности. Они подскажут, что надо сделать, чтобы занять свое место на рынке высоких технологий.