Провальное дело

Пять отличных компаний, которые провалились из-за ошибок руководства.

Нередко мы вспоминаем название какой-нибудь успешной компании - и, задумавшись, недоумеваем: “Куда же делись эти ребята?”. Немало выдающихся проектов были в центре всеобщего внимания, а затем, из-за ряда ошибок топ-менеджмента либо вовсе исчезли, либо перестали быть лидерами в своей отрасли.

Вместе с ВШБ ГУУ мы вспомнили несколько компаний - вроде бы они занимались совершенно разными вещами, но управленческие ошибки допустили схожие.


1. BlackBerry

Когда-то коммуникаторы и смартфоны марки BlackBerry были весьма статусной вещью: мало кто помнит, но именно в этой компании одними из первых подняли на высокий уровень продвинутые возможности гаджетов, от видеосъёмки до работы в интернете. Смартфоном этой марки до недавнего времени пользовался президент США Барак Обама, и именно вокруг личного BlackBerry развернулся скандал с перепиской Хиллари Клинтон на посту госсекретаря.

Как считают аналитики, в компании было предостаточно идей, как двигаться дальше, но они раз за разом принимали неверные решения, что не позволило им адаптироваться к новым требованиям рынка. Среди причин этих неудач указывают царившее в топ-менеджменте BlackBerry кумовство: продвижение наверх получали хорошо знакомые руководству люди, а не те, кто демонстрировал большую компетентность и профессионализм. В итоге это привело к полному провалу: число пользователей их продукции драматически снизилось, и в итоге компания просто отказалась от производства смартфонов в пользу разработки софта. 

Надо сказать, что в российском бизнесе вопрос личного доверия имеет большее значение, чем профессионализм команды. Поэтому с приходом нового лидера, при поглощении компаний и других обстоятельствах новая власть сразу убирает «старых» людей и ставит на их место своих. К большому сожалению, лояльность ценится в России больше, чем уникальные управленческие качества. Наглядный пример из недавнего - с «Башнефть».


2. MySpace

Сайт MySpace в первом десятилетии XXI века был главной социальной сетью для художников, артистов и всех, кто интересовался соответствующими сферами. В 2016 году многие в интернете смеются: на почту время от времени приходят письма с заголовком “Важная информация о вашем аккаунте на MySpace”. Да кому он нужен, этот аккаунт?

Между тем, с 2005 по 2009 год именно MySpace (а не уже существовавший в это время Facebook) был крупнейшей в мире соцсетью - впрочем, уже тогда прогрессивно угасающей. Одной из причин этого была политика приобретшего соцсеть Руперта Мёрдока, который хотел быстрой прибыли и наводнил сайт рекламой. Это дало обратный эффект: люди охотно перетекали на конкурирующие сервисы.

На момент покупки Мёрдоком компания стоила $580 млн (что с учётом возможного масштаба её развития сегодня кажется смешной суммой); при перекупке в 2011 году стоимость снизилась до всего $35 млн - ничего себе конкурент Facebook!

Недавно её перекупила журнальная компания Time, что даёт шансы на удачный перезапуск, однако свой главный шанс эта соцсеть упустила ещё при Мёрдоке.


3. Kodak

Основанная ещё в XIX веке компания не то чтобы находится на грани гибели - её ежегодный доход оценивается примерно в $1,8 млрд, однако не будет преувеличением сказать, что производитель фототехники упустил львиную долю своих возможностей в последние 30 лет.

Дело в том, что компания, сделавшая себе имя на производстве фототехники и плёнки, делала слишком уж нерешительные шаги на ниве диджитализации. В середине 2000-х годов компания оказалась неготова к росту конкурентов в области цифровой фотографии - и к тому, как быстро параллельно с этим будут рушиться рынки плёнки и плёночных камер. В Kodak не рассчитали уровень спроса на цифровую технику — и в результате на каждой продаже они больше теряли, чем зарабатывали.

От этих провалов компания не может оправиться до сих пор - а ведь когда-то она была безоговорочным лидером отрасли. Более того, она приложила руку к самой разработке первых цифровых камер - в том числе, по иронии судьбы, выпускавшихся под брендом Apple.

Впрочем, Kodak хотя бы продолжает функционировать, чего не скажешь о другом прежнем гиганте отрасли - Polaroid; впрочем, квадратные моментальные фотографии ещё надолго останутся в памяти человечества под брендом Instagram.


4. PanAm

Большую часть XX века эта авиакомпания была одним из символов США - из российских компаний её статус можно было бы сопоставить, разве что… с “Калашниковым”? PanAm были одними из тех, кто создал привлекательную картинку американского образа жизни; компания пересадила всю планету на громадные “Боинги” и придумала саму профессию стюардессы в том виде, в каком мы её знаем сейчас.

Нефтяной кризис 1973 года и изменение американского авиационного законодательства поставили компанию в иные условия, что привело к ряду просчётов её топ-менеджмента. Все 1980-е годы PanAm распродавала свои активы в попытках избавиться от долгов, однако ситуация только усугублялась — как стало ясно позже, это была ошибочная политика. В 1988 году ливийские террористы взорвали самолет PanAm над шотландским городком Локерби; один из крупнейших терактов в истории также бросил тень на компанию. Наконец, скачок цен на нефть после войны в Персидском заливе добил перевозчика - в начале 1991 года было объявлено о банкротстве.


5. Motorola

Сегодня название этой компании вызывает совершенно иные ассоциации; но очевидно, что для следующих поколений название Motorola совершенно точно не будет связано с модными “раскладушками” и узнаваемым слоганом “HelloMoto”. Это что-то про мопеды, да?

В 2000-е годы руководитель компании Гарри Такер столкнулся с масштабными убытками. Решение проблемы он видел в реструктуризации подразделений компании - причём, осуществлённой неоднократно. Ошибки при делегировании полномочий привели к развалу бизнес-процессов и нарушению координации между сотрудниками, и каждая попытка сдвинуть дело с мёртвой точки приводила к новым провалам. В конце концов, саму компанию распилили на две части - MotorolaMobility и MotorolaSolutions. Обе компании продолжают существовать (причём Mobility уже дважды перекупали), однако едва ли мы когда-либо увидим новые модели телефонов Motorola на прилавках.

Как показывают эти примеры, даже крупные компании, добившиеся очевидных успехов, могут совершать фатальные ошибки. Что уж говорить о представителях среднего и малого бизнеса, начинающих предпринимателях и основателях стартапов! Если руководитель не умеет эффективно управлять и принимать верные решения, у компании остается немного шансов на успех в конкурентной борьбе.

Чтобы не наступать на грабли, исхоженные до вас многими поколениями менеджеров и бизнесменов, стоит заранее выяснить, где они находятся и как их обойти. Учиться бизнесу надо всегда! Благо информация об этом сегодня вполне доступна.