Кто побеждает в битве за престол телеиндустрии?

Американская индустрия ТВ производит больше контента, чем за всю свою историю, но кому-то придется остаться далеко позади.

Телеиндустрия сегодня переживает самый большой рост производства за всю свою историю. Это привело не только к созданию сотен всеми любимых персонажей новой классики ТВ, но и формированию увлекательной закадровой борьбы за многомиллиардный рынок между крупными телеканалами и динамично растущими стриминговыми компаниями. Бум телевидения меняет всю индустрию развлечений и создает тысячи рабочих мест для всех “потерянных душ” Голливуда — от всеми забытых актеров до технического персонала, которому раньше приходилось ждать новой работы месяцами. Washington Post погружается в напряженную борьбу за будущее развлечений, которая заставила посторониться даже бывалых голливудских акул.

Студии в Лос-Анджелесе сегодня работают без перебоя, а камеры, осветительное и звуковое оборудование разлетаются с полок как пирожки. Телеканалы и онлайн-сервисы пытаются взять рынок количеством, если с качеством не выйдет, хотя конечно в тайне все рассчитывают, что среди сотен драм в производстве хоть одна да окажется новым “Во все тяжкие” или “Игрой престолов”.

Однако если со съемками и производством проблем у телемагнатов не возникает, бизнес-сторона вопроса пока что находится в “серой” зоне, и никто не знает, сколько еще контента телезритель будет поддерживать долларом. “Экосистема телевидения не может долго выдерживать производство в таком масштабе”, - уверен Эрик Шраер, президент направления оригинального контента телеканала FX, который покорил мир ТВ такими сериалами как “Американцы” и “Американская история преступлений”. “Многие телеканалы сегодня вкладываются в оригинальный контент, обосновывая это только тем, что они работают в телебизнесе. Потребитель физически не может просмотреть столько контента, поэтому сильные игроки в этом бизнесе выживут, а слабые вскоре просто перестанут существовать”, - заключает он.

Насколько вырос рынок контента? По сравнению с 2010 годом — почти вдвое (в 2016 году американская телеиндустрия произвела 430 сериалов). Вместе с количеством сериалов выросла и стоимость его производства и рекламы — примерно на 20%. За час производства телеконтента высокого качества сегодня нужно в среднем заплатить $4 миллиона. Выросла и доля стриминговых компаний на рынке телевидения: если в 2010 году они произвели всего четыре оригинальных сериала, то в первой половине 2016 эта цифра выросла до 49. В прошлом году Netflix и Amazon вместе потратили на производство сериалов больше денег, чем вся киноиндустрия Австралии или Южной Кореи — $7,5 миллиардов.

Телеканалы и стриминговые сервисы охотно соревнуются в этой индустрии несмотря на то, что неудачники проигрывают здесь по-крупному. Хитовые шоу, безусловно, приносят своим создателям миллионы зрителей и миллионы долларов прибыли, а вот менее успешные сериалы остаются практически в полной безвестности. По подсчетам FX, 20% шоу занимающих “дно” рейтинговых таблиц в среднем смотрят лишь 380 тысяч телезрителей. Поскольку телеканалы зависят от крупных рекламных контрактов, непопулярный контент может означать для них скорую гибель.

Netflix и Amazon знают об этом и продолжают укреплять свое лидерство, не щадя денег на высокобюджетное производство, в то время как телеканалам нужно урезать бюджеты, чтобы компенсировать потери. “Традииционной медиа-индустрии тяжело сотрудничать с компаний, которая за год может “сжечь” миллиард долларов”, - отмечает Майкл Нэйтансон, ведущий аналитик в MoffettNathanson Research. Стриминговые сервисы предлагают зрителям не только все более качественный контент, но и большее удобство просмотра и более выгодные пакетные сделки.

Даже оптимистично настроенные лидеры области уверены, что телевидения не сможет долго поддерживать пиковые уровни производства. Президент FX Джон Ландграф предсказывает, что в ближайшие годы телеиндустрия значительно сбавит обороты, и первыми с этого поезда будут сброшены избытки перепроизводства: сотни никому не нужных, убыточных шоу, созданных в попытках попасть в тренд. Впрочем, уже в следующем году Netflix пообещал произвести 1000 часов оригинального контента, так что стриминговый гигант явно не собирается быть в числе компаний, которым пришла пора остановиться.