Политическая грамотность

Как и зачем строится технологическая политика компании.

Технологическая политика — важнейший вопрос для компании, планирующей занять своё место на рынке высоких технологий. Без неё рассчитывать на успех не приходится. Что же это такое? Речь идет о наборе принципов и действий, на основании которых выбираются, разрабатываются и внедряются новые продукты и технологии. Вместе с компанией «Нексиа Пачоли» мы подготовили материал о том, как выстроить грамотную технологическую политику.


1. Разработайте долгосрочную политику

Минимальный горизонт планирования, позволяющий оценить долгосрочные технологические тренды, составляет 10 лет. Только на НИОКР и создание опытных образцов уйдет 3-5 лет. Так что планировать политику компании на короткий отрезок времени не имеет смысла.

Оптимальный период — 20 лет. Это соответствует сроку действия патентов. Считается, что за это время общий уровень науки и техники изменяется настолько, что запатентованное изобретение устареет.


2. Разработайте перспективную продуктовую линейку

Составив долгосрочный план исследований и разработок, необходимо попытаться заглянуть в будущее и ответить на вопросы «Как изменится рынок и какие продукты будут востребованы в будущем, сможет ли компания конкурировать на этих новых рынках ?». 

Конечно же, этого нельзя сказать наверняка, но можно провести патентное исследование, в том числе сформировать патентный ландшафт. Это даст представление о продуктах, которые будут пользоваться популярностью завтра.


3. Изучите патентный ландшафт

Патентный ландшафт — это исследование, позволяющее представить, в том числе визуально, на какой стадии находится та или иная технология, и как она может развиваться в будущем. В ходе формирования ландшафта необходимо проанализировать уровень существующих технологий, возможные области их развития, территории, на которых их активно патентуют.

Если конкретный продукт сильно отстает от конкурентов, выгоднее будет не вкладываться в его развитие, а купить готовую технологию. Это позволит сэкономить деньги на разработке и снизить риски негативного результата. При этом не исключено, что по итогам изучения патентного ландшафта и конкретных разработок конкурентов выгоднее окажется доработать свой продукт и выйти на рынок с ним первым.


4. Проанализируйте конкурентную среду

Необходимо проанализировать, что делают конкуренты, в каких регионах они активнее всего патентуют свои разработки, на какой стадии они находятся. Иногда лучше не соревноваться с другой компанией, а создать технологию, которая дополнит ее продукт.

Например, если кто-то разрабатывает инновационный смартфон, то, возможно, выгоднее будет сделать для него съёмную камеру или чехол. Победа в конкурентной борьбе не гарантирована, а, работая над сопровождающими технологиями, вы сможете использовать успех конкурентов как локомотив собственного развития.


5. Привяжите продукты к рынкам сбыта

Важно понимать, на каком рынке и какому сегменту потребителей будет продаваться продукт. От особенностей рынка зависит патентная стратегия, а от конечного пользователя — потребительские характеристики продукта. Вы можете всё спрогнозировать, определиться с продуктом, отследить конкурентов, но забыть про потребителя — и товар просто не купят!


Ошибка, совершенная на любом из пяти этапов выстраивания технологической политики, способна погубить все ваши усилия — и деньги, вложенные в разработки, будут потрачены зря. Чтобы действовать наверняка, посоветуйтесь с экспертами по интеллектуальной собственности. Они подскажут, что надо сделать, чтобы ваша компания смогла занять свое место на рынке высоких технологий.