Космос как воспоминание

Стальные покорители космоса, ушедшие на пенсию.

22 февраля в 08.58 по московскому времени с пусковой площадки №1 космодрома Байконур совершила свой последний в истории полёт ракета-носитель "Союз-У". С 1973 года этот ветеран освоения космоса стартовал 789 раз (лишь 22 раза аварийно), став за это время самой массовой модификацией в семействе "Союз". Теперь же ей на смену придут "Союз-2" и "Ангара", а "Союз-У" займёт своё почётное место в истории отечественной космонавтики. Впрочем, за то время, что человек летает в космос были и другие легендарные ракеты, которые сегодня более не востребованы. Об этих "пенсионерах" космоса наш материал.


"Сатурн-5"

Даже если бы эта американская ракета-носитель совершила бы всего один единственный полёт, она всё равно бы обращала на себя внимание. Созданная самим Вернером фон Брауном в начале 60-х, она по сей день остаётся самой большой из когда-либо летавших ракет в мире. Её высота составляет 110 метров, а стартовая масса почти достигает 3 тысяч тонн. Впрочем, есть у неё и более значительное достижение. Именно "Сатурны" выводили на орбиту корабли программы "Аполлон", в том числе легендарный "Аполлон-11", члены экипажа которого стали первыми людьми, ступившими на луну. "Ушла на пенсию" ракета тоже красиво. Своим последним запуском 14 мая 1973 года она вывела на орбиту первую и до сих пор единственную национальную орбитальную станцию США "Скайлэб".  


"Носитель-1"

Наш ответ "Сатурну-5" советская ракета-гигант "Н-1". Впрочем, ей, кроме габаритов, похвастаться особенно нечем. Длина 105 метров и стартовая масса около 3 тысяч тонн так и остались самыми большими её достижениями. Начал её разрабатывать ещё Сергей Королёв, но при жизни закончить не успел. Возможно, именно эта смена главного конструктора сыграла против ракеты. Призванная опередить американцев в лунной гонке "Н-1" не просто не справилась, но даже ни разу успешно не стартовала с космодрома. Все 4 запуска завершились аварией. Возможно, ракету бы всё-таки довели до ума, но Нил Армстронг и Базз Олдрин уже ступили на поверхность Луны, и смысл в этой ракете отпал.


"Space Shuttle"

Пожалуй, самый узнаваемый внешний вид среди всех ракет имеет американский "Шаттл". Идея сделать не очередную ракету, которая придёт в негодность после первого же запуска, а, фактически, космический самолёт, который сможет спокойно летать туда и обратно, да ещё и приземляться не на парашютах, а как настоящий самолёт на посадочную полосу, была действительно революционной. Статистика полётов шаттлов тоже впечатляет. За 30 лет эксплуатации (с 1981 по 2011) было совершено 135 полётов, и только 2 закончились авариями. При этом создано было всего 6 шаттлов, это успешно отлетавшие своё "Дискавери", "Индевор" и "Атлантис" (совершивший последний в истории программы полёт), потерпевшие крушение "Колумбия" и "Челленджер", а также никогда не летавший в космос "Энтерпрайз". Кроме того шаттлам принадлежит множество мелких рекордов, например, первый в истории полёт сразу с 8 членами экипажа или первый полёт с 2 женщинами в одном экипаже.


"Спутник"

Эта ракета не может похвастаться ни числом успешных запусков (их было три, плюс один неудачный), ни впечатляющими техническими данными (менее 30 метров в высоту и 300 тонн стартовой массы). Но её право называться легендарной бесспорно, а значение для освоения космоса невозможно переоценить. Эта советская ракета-носитель, созданная на базе межконтинентальной баллистической ракеты "Р-7", 4 октября 1957 года вывела на орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли. И хотя уже весной 1958 года полёты этой ракеты прекратились, своё место в истории она заслужила.


"Восток"

Говоря о легендах освоения космоса, не упомянуть ракету-носитель "Восток" невозможно. Именно она впервые в истории вывела на орбиту человека. Именно с её помощью 12 апреля 1961 года свой легендарный полёт совершил Юрий Гагарин. Но и без этого семейству ракет-носителей "Восток" есть,чем похвастаться. Например, именно такая ракета вывела на орбиту первый в мире искусственный спутник солнца, а модель "Восток-2М" является одной из самых надёжных ракет в истории космонавтики. За 27 лет (с 1964 по 1991) она совершила 93 старта, лишь один из которых закончился аварией.


"Молния-М"

Первый полёт эта советская четырёхступенчатая ракета-носитель совершила 2 апреля 1964 года, а последний - 30 сентября 2010 года, проведя таким образом на боевом посту почти полвека. Это мировой рекорд по продолжительности эксплуатации, и вряд ли кто-нибудь его когда-либо побьёт. А если говорить об этом семействе ракет-носителей в целом, то первая "Молния" и вовсе стартовала с космодрома Плесецк за несколько месяцев до полёта Юрия Гагарина, осенью 1960 года. При этом технические данные ракеты весьма скромны, что не удивительно, учитывая её солидный возраст. Её высота составляет 43,5 метра, а стартовая масса достигает 305 тонн.


"Энергия"

Распад Советского союза нанёс удар по отечественной космической промышленности. Многие перспективные проекты были навсегда закрыты, в том числе - уже прошедшей первые самой мощной советской ракеты-носителя "Энергия". Разработанная специально для ещё одного погибшего под обломками СССР проекта космического корабля "Буран", аналога американского "Шаттла", эта мощнейшая ракета могла стать новым витком в развитии советской космонавтики. Помимо вывода на орбиту "Бурана", она могла быть использована для доставки экспедиций на Луну и Марс. Но, увы, на её долю выпало всего два полёта, один, экспериментальный, в 1987, второй, вместе с "Бураном", в 1988. Окончательно закрыта программа была в 1993 году. А последние пять ракет, хранившиеся на Байконуре, были уничтожены обрушившейся крышей монтажно-испытательного корпуса в 2002 году.