Новые разработки приносят компаниям на 65% меньше возврата средств

За последние 30 лет компании стали в разы больше тратить на научно-технические разработки, но при этом получают от них намного меньше пользы.

Большинство CEO независимо от сферы бизнеса и географии согласятся, что инновации — это ключевой источник корпоративного роста. Исследование Strategy& в 2016 году показало, что топ-10000 компаний по расходам на исследования и разработки за прошедшие 12 месяцев инвестировали в это направление колоссальную сумму в $680 миллиардов — на 5% больше, чем в пошлом году. В последние годы количество инженеров и ученых, работающих в корпоративных научно-технических центрах выросло на 250%, но насколько эффективна их работа? Энн Мари Нотт, профессор стратегии Университета Вашингтона в Сент-Луисе, бьет тревогу: ее исследования показывают, что возврат средств от научно-технических работ в корпоративном секторе за последние 30 лет снизился на 65%. Она объяснила Harvard Business Review почему компаниям становится все труднее получить прибыль за счет новых разработок.

Первое возможное объяснение этого негативного тренда предлагает Стэнфордский экономист Чад Джоунс: он предполагает, что компании, которые взялись за научно-технические разработки раньше, сразу же находили самые очевидные и легко приводящие к прибыли идеи. С течением времени качество оставшихся идей начинает постепенно снижаться, а их обнаружение требует все больших затрат. Второй фактор, который отмечает Джоунс, заключается в том, что исследовательской работой занимается чересчур много людей и корпораций. В результате этого многие исследовательские группы приходят к одним и тем же идеям, а получить полную прибыль с них может лишь одна из компаний, заказавших исследования. Однако эта теорию, которую поддерживают и многие другие экономисты, приводит нас к пессимистическому выводу о том, что рано или поздно инновации сведутся к нулю.

Нотт предлагает более оптимистическое объяснение. Она считает, что компании стали хуже капитализировать результаты исследований, несмотря на постоянный рост вложений в них. Если бы исследования в целом начали приносить меньше пользы из-за уменьшения числа новых идей, то от этого тренда в равной степени пострадали бы все компании из топ-1000 по научно-техническим разработкам. Если же компании просто разучились правильно работать с наукой, то падать будет лишь средний показатель возврата вложений в то время как лидеры по исследованиям продолжат получать от новых разработок все большую прибыль. 

Чтобы понять так ли это, Нотт проанализировала более 40 лет финансовых данных всех публичных компаний в США. Она обнаружила, что максимальный процент возврата средств от исследований со временем только возрастал: чтобы убедиться в этом, достаточно только посмотреть на верхушку рейтинга богатейших компаний, которая полностью состоит из фирм, продающих инновационные товары и услуги. Однако подсчеты Нотт показали, что максимальный возврат средств от исследований со временем рос не только в технологическом секторе, но и в большинстве других индустрий.

Исследование Нотт показало, что когда лидеры индустрий заходят в исследованиях в тупик, они начинают вкладывать средства в исследования, которые сами по себе создают новые индустрии. На пике своего развития электронными печатными машинками в 1978 году пользовались 10 миллионов человек, но вместо того чтобы заказывать новые разработки в этой области, инновационные компании вложились в компьютеры, которых теперь в одних только США насчитывается более 310 миллионов. Та же ситуация произошла и со смартфонами, которые открыли целое новое поле для научно-технических разработок, заменив собой тупиковую ветвь традиционных телефонов.

Таким образом, зловещее сведение к нулю пула новых идей может ожидать только конкретные индустрии, а не компании в целом. Чтобы снова извлекать достойную прибыль из вложений в научно-технические исследования, компании должны диверсифицировать свои усилия и спонсировать разнообразные направления исследований. Таким образом они получат больше шансов выйти на новую жилу, в которой добыча новых идей будет значительно более обильной и выгодной.