Технологии после дембеля

Военные разработки, которые стали использовать в мирных целях.

В России планируют создать первую в мире атомную подводную лодку, которая будет использоваться в мирных целях. Её задачей будет поиск полезных ископаемых в Арктике. Главным отличием от подлодок, несущих боевую вахту, у этой субмарины станет замена пусковых шахт на роботизированные комплексы с автономными необитаемыми подводными аппаратами, с помощью которых будет осуществляться исследовательская деятельность. Габариты подводной лодки, согласно проекту, будут весьма значительными: 135,5 метра в длину и 14,4 метра в ширину. Экипаж подлодки составит 40 человек, а срок автономного плаванья сможет достигать 90 суток. iBusiness решил вспомнить, какие ещё военные изобретения помогают нам в мирной жизни.


Микроволновая печь

Незаменимый на любой современной кухне прибор был изобретён Перси Спенсером, работавшим в тот момент над заказом для министерства обороны США. Причём само изобретение произошло практически случайно. Конструируя излучатель сверхвысокочастотных волн для радара ПВО он заметил, что под его воздействием шоколадный батончик в его кармане расплавился. Проведя несколько дополнительных экспериментов он определил принцип работы этой технологии, и уже через год, в 1946 году получил патент на своё изобретение. Первая же рабочая модель, предназначенная исключительно для армейских нужд появилась ещё на год позже, в 1947 году. Бытовая СВЧ-печь же поступила на рынки только спустя почти 10 лет, в 1955 году.


GPS

Система глобального позиционирования была разработана и введена в эксплуатацию министерством обороны США. Более того, Пентагон до сих пор с удовольствием использует её, несмотря на то, что доступ к ней есть сейчас у любого счастливого обладателя GPS-навигатора. А появлением своим, как ни странно, технология обязана выводу на орбиту первого искусственного спутника земли. Именно наблюдения за советским спутником помогли американским учёным создать технологию, которую затем и применили при создании GPS. Впрочем, первый шаг к настоящей реализации проекта был сделан десятилетия спустя уже в 1970-х, с запуском проекта NavStar. И значительную роль в этом сыграла Холодная война, подстегнувшая США тратить деньги на разработку. А вот частные компании в этом выгоды поначалу не видели, поэтому проект стартовал как исключительно военный.  


Реактивный двигатель

Несмотря на то, что сама технология и первая рабочая модель самолёта с реактивным двигателем не были созданы напрямую для военных целей, именно война сделала их по-настоящему востребованными. Первый реактивный самолёт, созданный в Германии в 1939 году Гансом фон Охайном, возможно, ещё долгие годы оставался бы занимательным концептом, если бы не серьёзные проблемы нацистов в конце Второй мировой войны. Теснимые войсками союзников, они стали бросать в бой всё, что могли. И одной из таких попыток усилиться стало серийное производство реактивных самолётов. Впрочем, существенной помощи это им не оказало, да и Великобритания, в свою очередь, тоже стала выпускать реактивные истребители, уравняв таким образом шансы сторон. А первый гражданский реактивный самолёт поднялся в небо уже после окончания Второй мировой.


Ламинированные стёкла

Как ни странно, эта технология тоже появилась благодаря военной промышленности. Причём на первом этапе своего существования никакого отношения к автомобилям, по которым большинству из нас она и знакома, не имела. Смысл этой технологии в том, что такое стекло, если его попытаться разбить, треснет, но не разлетится на куски и продолжит оставаться цельным. И впервые этот принцип был применен в Первую мировую войну для производства стёкол для противогазов. Это, во-первых, предохраняло глаза от осколков, а во-вторых, даже если стекло трескалось, сохраняло его способность не пропускать ядовитые газы, от которых противогаз и был призван спасать.


Синтетическое моторное масло

Знакомое каждому автолюбителю моторное масло тоже обязано своим появлением войне. И вновь разработали его в гитлеровской Германии в конце 30-х. Как и практически всё, что появилось в те годы, первичную обкатку оно получило на полях сражений Второй мировой войны, но и после её завершения ещё некоторое время оставалось исключительно для нужд войск, на этот раз союзнических. Лишь в 1950-е годы оно поступило на открытый рынок, а уж широкое его применение началось только в 90-е, так что с Второй мировой войной его практически никто не ассоциирует. Однако, тем не менее, это ещё одна технология, пришедшая в каждый дом именно оттуда.