Google превращается в Alphabet. Вот почему это важно

Ларри Пейдж и Сергей Брин создали новый холдинг, в который вошли Google и другие проекты поисковика. Vox объясняет, что даст основателям поисковика.  

В понедельник гендиректор Google Ларри Пейдж объявил о крупной реорганизации: интернет-гигант получает новую материнскую компанию под названием Alphabet. Кроме Google, Alphabet будет владеть другими бизнесами, запущенными Пейджем и сооснователем Google Сергеем Брином.

Для больший компании было привычным делом вкладывать прибыли в амбициозные проекты по развитию и исследованиям. Но в последние годы компании все чаще возвращают свои прибыли акционерам через дивиденды или обратные выкупы акций. Пейдж противится этому тренду и своими действиями пытается показать, что они с Брином смогут инвестировать деньги эффективнее, чем рынок.

Он может быть прав. Google выстроен так, что Пейдж и Брин имеют полный контроль над поисковиком. Это значит, что основатели могут ставить долгосрочные цели. У многих руководителей, которые вынуждены угождать советам директоров, с трудом получится провернуть то же самое.

Инновации сильно изменились с середины 20-го столетия

Чтобы увидеть, что Alphabet - это важно, можно посмотреть, как обстояли дела в середине 20-го века. Во многом это был золотой век для американских инноваций в целом и компьютерных технологий в частности. Многие из этих инноваций осуществлялись несколькими конгломератами. Транзистор был изобретен монопольной телефонной компанией AT&T, компьютерная индустрия в первое время была почти полностью занята производителем офисного оборудования IBM, графический интерфейс пользователя был изобретен исследовательской лабораторией Xerox.

Но в 70-е годы вещи начали меняться. Когда мы думаем о крупнейших изобретениях за последние 40 лет, мы не думаем о промышленных гигантах, таких как AT&T и IBM. Мы скорее думаем о Билле Гейтсе, Стиве Джобсе и Марке Цукерберге, которые создали новые компании и новые продукты на пустом месте.

Стив Джобс и Билл Гейтс. Фото Wikimedia Commons. 

В современной истории изобретений большие компании, скорее всего, станут препятствием на пути прогресса - или просто останутся в стороне, - чем станут инноваторами. Подрывники прошлого поколения становятся объектами подрыва в следующем поколении.

Большие компании заставляют возвращать деньги акционерам

За тот же самый период мы видели большие изменения в том, что руководители делают с прибылями компаний. Вместо того, чтобы тратить деньги на инвестиции, как сделали бы компании предыдущего поколения, они все чаще возвращают средства акционерам через дивиденды и обратные выкупы акций.

И это не совпадение. Если считать, что инновации исходят от стартапов с венчурным финансированием, которые «подрывают» новыми технологиями укоренившиеся компании, и что укоренившиеся компании напрасно сжигают деньги в попытке отсрочить моральное устаревание, то так оно и должно быть. Кроме того, рынки капиталов сейчас более усовершенствованные, чем несколько десятилетий назад. В первое время в Кремниевой долине даже самые многообещающие стартапы не могли найти финансирование, и работа в большой компании была единственным шансом получить деньги для проекта, основанного на прорывной идее.

Сейчас в Кремниевой долине полно денег. Здесь работают десятки венчурных компаний, которые готовы финансировать любую перспективную идею. То есть энтузиастам из мера технологий больше не нужна поддержка больших компаний для поиска финансов под идею.

Alphabet находится в уникальной позиции для долгосрочного вложения средств

В общем, руководителей многих компаний заставляют производить продукт в своей ключевой сфере - в случае с Google это онлайн-услуги - и возращать прибыль акционерам. Но Пейдж не собирается так поступать. В прошлом году он реорганизовал Google таким способом, который позволяет ему и другому сооснователю Сергю Брину привлекать больше капитала без потери контроля над компанией. Пейдж думает, что он и Брин смогут использовать прибыль Google более эффективно, чем акционеры.

Само собой, есть много примеров того, как работает традиционный подход с участием венчурного капитала - работает он хорошо и в результате мы получаем серьезные инновации.Но огромная организация с хорошим финансированием, такая как Alphabet, может добиться большего, чем обычный стартап с венчурным финансированием. Сейчас полно венчурных компаний, которые финансируют инновационные стартапы. Но компаний, которые контролируются своими основателями и располагают большими средствами, - мало. Google одна из них, а это значит, что он может сделать то, чего другие не могут.

Большой недостаток модели венчурного финансирования в том, что основатели стартапов вынуждены выбирать между привлечением большого объема средств и сохранением контроля над своими компаниями. Некоторые основатели, такие как Марк Цукерберг, Пейдж и Брин, смогли построить огромные компании и сохранить контроль над ними. 

Марк Цукерберг. Фото пользователя Flickr Brian Solis 

Но это стало возможным только благодаря тому, что они смогли вывести продукт на рынок с небольшими начальными инвестициями. Это значит, что по мере роста Facebook и Google основатели могли управлять своими компаниями так, как считали нужным, не беспокоясь о том, чего хотят инвесторы.

Но существует много сфер, где это невозможно: чтобы запустить стартап, нужно очень много денег, и инвесторы в итоге оказываются миноритарными акционерами в своих собственных компаниях. И как только основатели теряют контроль, у них требуют беспокоиться о краткосрочной прибыли. Венчурные капиталисты готовы терять деньги в течение нескольких лет, чтобы потом получить солидные выплаты, но им все равно нужен план по достижению прибыльности. Очень немногие готовы инвестировать в масштабные исследования в течение десяти лет или больше в надежде, что в итоге будет произведен рыночный продукт.

Многие руководители из списка Fortune 500 сталкиваются с похожей проблемой. У них много денег, но под давлением Уолл Стрит они вынуждены отчитываться о хороших финансовых результатах раз в квартал. На практике это создает почти такое же давление, как и в случае с венчурными капиталистами: руководители могут инвестировать, но только в том случае, если уверены, что проекты будут прибыльными через несколько лет.

Google же выстроен таким образом, что Пейдж и Брин гарантированно будут контролировать компанию в течение того времени, пока они в ней работают. Они относительно молодые ребята, которые смогут управлять компанией еще три-четыре десятка лет. Это позволяет им ввязываться в долгосрочные проекты, такие как самоуправляющиеся технологии и борьба со старением, которые не окупятся в течение десяти лет и больше. Это инвестиции, которые венчурные фирмы или крупные компании с историей навряд ли согласятся сделать.

Невозможно предсказать, насколько успешной окажется эта стратегия. Пейдж и Брин, возможно, растратят деньги акционеров на бессмыслицу, которая в итоге не принесет прибыли.

Но возможно также, что они найдут большие возможности в бизнесе, которые другие инвесторы, ориентированные на короткую перспективу, упустят. Похоже, равновесие сместилось в сторону мира, в котором компании чересчур зависят от необходимости отчитываться о финансовых результатах раз в квартал. Возможно, американской экономике нужно больше компаний, сконцентрированных на долгосрочных исследованиях, которые полвека назад делали AT&T и Xerox. Ларри Пейдж намерен это выяснить.