Чем отличаются миллениалы в России и других странах.

Миллениалы — термин, который все чаще встречается в маркетинговых исследованиях и анализах рынка труда, и зачастую с негативной коннотацией. Эгоцентричные, непостоянные, неоправданно амбициозные и зацикленные на гаджетах — однако будущее за ними. Российских миллениалов отличает то, что они больше других обеспокоены экономической ситуацией и риском оказаться без работы и денег — и в то же время они намного оптимистичнее, чем молодежь в других странах. Ibusiness собрал портрет молодых россиян в цифрах.

Кто такие миллениалы

Чаще всего так называют молодых людей, родившихся в период с 1980 года по 2000, однако иногда могут использоваться и другие возрастные рамки — например, с 1985 года. Также в прошлом исследователи использовали термин «поколение Y», описывавший тех, кто появился на свет после середины 1970-х до середины 2000-х. Такое определение до сих пор можно встретить в некоторых отчетах.

По данным Росстата за 2015 год в России проживает 42,2 миллиона человек, родившихся в период с 1980 по 2000 год — это примерно 29% всего населения. 20,6 миллиона — мужчины, 20,2 — женщины. Меньше всего людей в возрасте 15-19 лет (6,8 миллиона), больше всего — 25-29 (12,6 миллиона). Если исходить из принятого в России пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 для женщин), то получается, что миллениалы составляют 41% от всего населения в трудоспособном возрасте.

В США, по данным Goldman and Sachs за 2015 год, живет 92 миллиона человек в возрасте от 15 до 35 лет — это тоже около 28% населения. В Евросоюзе на миллениалов приходится 24% населения по данным Pew Research. Хуже всего эта группа представлена в Италии (19%), лучше всего — в Польше (28%). В абсолютном выражении лидирует Германия (14,6 миллиона), меньше всего миллениалов в Греции (2 миллиона).

Отношение к работе

В 2011 году агентство PWC представило исследование об особенностях миллениалов на рынке труда в разных странах. Вот ключевые особенности этого поколения с точки зрения авторов отчета:

  • Индивидуализм. Мировой кризис приучил миллениалов ставить свои интересы выше интересов коллектива или работодателей. Кроме того, многим пришлось пойти на осознанный компромисс при выборе работы после университета, поэтому молодые сотрудники склонны часто менять работодателя и принимать входящие предложения о новой работе даже тогда, когда ее не ищут.

  • Неприятие стандартной корпоративной структуры. Молодые работники ценят возможность быстрого продвижения по карьере, разнообразия в обязанностях и частую обратную связь от начальства. Также для них важно, чтобы работодатель предоставлял равные возможности всем сотрудникам.

  • Технологическая продвинутость. Для миллениалов очень важна IT-инфраструктура компании. Работодатели привлекают молодых сотрудников с помощью корпоративных смартфонов, а также «модных» систем совместной работы и планирования. Также миллениалы склонны избегать «живого общения» и предпочитают переписку.

К примеру, компания опросила миллениалов, которые только начинали карьеру после университета. 58% говорят, что готовы пойти на компромисс, чтобы побыстрее найти работу. В России — 53%, что меньше, чем в США и Великобритании (по 72%), но больше, чем в Японии (37%) или Бельгии (23%).

Критерии российских «игреков» при выборе работы в целом схожи с жителями других стран — 65% ищут возможность карьерного развития (52% по миру), 59% хотят конкурентоспособную зарплату (44%).

35% молодых сотрудников в России считают, что их работодатель предвзято выбирает кандидатов на повышение — то есть отдает предпочтение представителям того или иного пола, национальности и возраста — это третий показатель среди опрошенных стран (40% в Испании и 39% в Германии).

Материальное положение и расходы

Агентство Intiative на прошлой неделе проанализировало потребительское поведение российских миллениалов (1985–1999 год рождения) и предыдущего поколения Х (1965–1984) в период кризиса. В целом, говорится в отчете, мировые кризисы привели к тому, что молодое поколение во всех странах достаточно сильно волнуется по поводу своего материального положения. В 2010 году 15% миллениалов были обеспокоены по этому поводу, в 2014 — 24%, в России эта цифра выросла с 13 до 26%.

37% опрошенных «игреков» сказали, что они обеспокоены нынешним состоянием экономики России. «Иксы» волнуются чуть больше — утвердительно ответили 41%.

Обе возрастные группы в первую очередь стали сокращать расходы на досуг. Миллениалы чаще всего урезают походы в кинотеатр (чуть меньше 25%), а их предшественники — на общепит (больше 25% опрошенных). Около 10% представителей обеих возрастных категорий стали меньше тратить на алкоголь и пиво. Обе категории никак не сокращали затраты на питание, предметы гигиены и интернет.

В том, что касается товаров длительного пользования (машины, недвижимость, мебель, техника и т.д.), то обе категории ожидаемо урезали расходы на самые дорогие позиции, но «люди Х» оказались более бережливыми, чем «люди Y» — они чаще отказывались от покупок в большинстве категорий.

Будущее

По данным компании PWC 67% опрошенных миллениалов считает, что будут жить лучше, чем их родители. В России этот показатель особенно высок — 91%. В то же время 19% молодых россиян считают, что продолжат работать в послепенсионном возрасте — больше только в Турции (22%). В Западной Европе средний показатель составил 5%.

Из отчета Initiative следует, что 81% российских миллениалов считают, что им может перестать хватать денег на повседневные расходы (по миру — 52%). 57% боятся оказаться в долгах (против 47%), 61% боится не успеть накопить достаточно денег на пенсию (против 55%).

При этом молодые россияне больше среднего занимаются инвестициями в будущее — 55% занимаются дополнительным образованием и саморазвитием (против 51%). Также почти 59% склонны к началу собственного бизнеса — против 43% в целом по миру.