Почему Google успешней Apple

Инвесторы не уверены в перспективах роста компании из Купертино.

Большую часть последних пяти лет Apple была самой дорогой компанией в мире. Но в конце апреля компания сообщила о падении выручки впервые за 13 лет и снижении продаж iPhone – все еще главного продукта компании. Как результат, в прошедший четверг Alphabet, материнская компания Google, ненадолго обошла Apple по стоимости.  

Операционные доходы Apple при этом более чем в три раза превышали показатели Alphabet – 71 миллиарда против 20 миллиардов. Логично предположить, что рыночная стоимость Apple будет во много раз выше, чем у Alphabet. Тем не менее, 12 мая стоимость Alphabet составляла 488,7 миллиарда долларов, тогда как у Apple – 489,9 миллиарда долларов.

Так происходит, потому что инвесторы уверены, что выручка Google и Alphabet продолжит расти, а доходам Apple от продаж iPhone расти дальше некуда, пишет Vox.

Автор издания выделил несколько причин, по которым Google почти сравнялась по стоимости с Apple и даже ненадолго обогнала её.

Во-первых, Google получает большую часть доходов от рекламы. Несмотря на то, что у компании есть множество продуктов вроде браузера Chrome, мобильной ОС Android, а Alphabet занимается, например, разработкой беспилотных автомобилей, 90 процентов выручки (по данным за 2015 год) компания получает благодаря рекламе. Три четверти из этих доходов приходятся на рекламу на сайтах, которые принадлежат непосредственно Google, а оставшаяся часть – от рекламных сетей Google, продающих рекламу, которая появляется на чужих сайтах.

В 2014 году Google заплатила Apple миллиард долларов, чтобы в iPhone по умолчанию использовался поиск компании Сергея Брина и Ларри Пейджа. Доходы Google от рекламы выросли с 70 миллионов в 2001 году до 67,3 миллиарда долларов в 2015 году.

Apple получает большую часть выручки от продажи iPhone. По результатам последнего квартала, Apple заработала 32,8 миллиарда долларов от продажи своих смартфонов – в два раза больше, чем от продаж всех своих остальных продуктов вместе взятых.

Но в отличие от Google рост выручки Apple замедлился. Среди тех, кто может позволить себе iPhone, он уже у всех есть, предполагает Vox. Apple сможет продавать десятки миллионов своих телефонов за счет тех, кто каждый год покупает себе новую модель iPhone, но будут ли продажи расти, остается под вопросом, считает автор издания.

Для увеличения продаж компания должна придумать новый хитовый продукт – то, чего ей не удавалось после выхода iPhone. Да, iPad остается довольно популярным планшетом, но его продажи не сравнятся с продажами смартфонов Apple. То же самое с Apple Watch.



Во-вторых, Уолл-Стрит более оптимистично настроен в отношении Google, чем Apple. Инвесторы не верят, что компания сможет в ближайшее время придумать что-то сравнимое с iPhone. Ключевым показателем в данном случае является коэффициент цена/прибыль. Если этот показатель находится на высоком уровне, то это значит, что инвесторы готовы платить больше, так как считают что выручка компании вырастет в ближайшее время. Низкий коэффициент сигнализирует о том, что, по прогнозам инвесторов, доходы компании останутся на прежнем уровне или упадут. У Alphabet показатель равен 30, у Apple – десяти.  

Apple оказалась в схожем положении с Yahoo, Twitter и Ebay – компаниями, которые достигли «потолка» в своем росте, считает Vox.

Сложно сказать, почему одни компании выпускают один успешный продукт и затем существуют в его «тени», а другие продолжают развиваться. Но у успешных компаний есть одна схожая черта – ими управляет харизматичный основатель, отмечает автор Vox. Apple пришлось нелегко в годы отсутствия Стива Джобса – с 1985-го по 1997-й годы. При Джобсе (с 1997-го по 2011 годы) компания вновь была «на коне». Google на протяжении всей истории компании руководят основатели – Ларри Пейдж и Сергей Брин.  

Такие «отцы-основатели» пользуются безграничным авторитетом среди своих сотрудников, что особенно важно в тот момент, когда компания находится в непростой ситуации. Основатель компании может взять на себя большие риски, тогда как обычный гендиректор пытается осчастливить совет директоров.

После того, как умер Стив Джобс во главе Apple оказался Тим Кук – способный менеджер, который отвечал в компании за оптимизацию, а не создание новых продуктов, замечает Vox. Во главе Alphabet до сих пор находятся Брин и Пейдж, которые сделали ставку в том числе на Android и беспилотные автомобили. Некоторые их продукты оказались провальными, но другие – большими хитами.