На работу на роботе

Российские инновационные проекты в области транспорта.

Автомобильные концерны из России стараются не отставать от западных коллег, обещающих скорый триумф "умных" машин. iBusiness подготовил обзор российских инновационных проектов в области транспорта.

 Электрожигули

В 2011 году «АвтоВАЗ» представил модель Lada Ellada — первый серийный российский электромобиль. Это был пробный камень концерна, призванный узнать, будет ли спрос на такую машину. Поэтому большая часть серии передали дилерам для изучения спроса без права перепродажи, и лишь несколько автомобилей оказались в частных руках.

Если обратить внимание на отзывы владельцев Ellada, автомобиль активно используется, на вторичном рынке не задерживается, несмотря на достаточно высокую цену – около одного миллиона рублей. Среди недостатков — при езде в минусовую температуру замерзает неудачно расположенная батарея, впрочем, по мнению владельцев, общее впечатление это не портит.

Следующим шагом «АвтоВАЗ» стала «электрификация» нового флагмана — седана Vesta. Модель уже прошла внутренние испытания и обещает покупателю новый уровень потребительских свойств по сравнению с предыдущей моделью: вероятно, это может означать, что конструкция Vesta EV в большей степени адаптирована под электротягу. Так, в машине есть размыкатель, обесточивающий ее в случае аварии. С этой моделью «АвтоВАЗ» планирует выйти на экспортный рынок: Vesta EV может стать сильным конкурентом в ценовой нише до 40 тысяч долларов.

Беспилотник для сельского хозяйства

Когда в 2013 году Камский автозавод раскрыл свои планы по развитию до 2020-го, где одной из задач значился выпуск беспилотного самосвала, едва ли кто-то верил в реализацию этого замысла. Однако, в сентябре текущего года стало известно, что первые два самосвала с системой автономного торможения завод представит до конца декабря. На следующий год запланирован выпуск роботизированных грузовиков для МЧС, а в планах на 2018 год – производство беспилотного шасси для добывающей отрасли.

За разработку ПО для«КамАЗа» взялась российская компания Cognitive Technologies, преимущество сотрудничества с которой, - заточенная под отечественные реалии (грязь, плохую погоду, неровные дороги) система автономного вождения. При этом, присутствие водителя в кабине все равно необходимо: в России сейчас нет нормативных документов, позволяющих эксплуатацию беспилотного транспорта.

В ближайшие несколько лет технология «компьютерного зрения» будет использоваться в полной мере только в отрасли сельского хозяйства. Например, техника для обработки полей - «Агробот». Прототип выстраивает маршрут по полю при помощи спутниковой навигации, сенсорных сканеров и лазерных датчиков. В будущем он сможет полностью автоматизировать работу сельхозпредприятий. Над созданием беспилотного проекта работает конструкторское бюро «Аврора», резидент фонда «Сколково».

На работу — на роботе

Другой интересный беспилотный транспорт - Volgabus, разработанный на автомобильном заводе в Волгоградской области. Это проект компактного автобуса, который способен автономно передвигаться в потоке машин. Беспилотник, рассчитанный на шестерых пассажиров, оснащен электродвигателем. На дороге автобус ориентируется при помощи сенсоров и навигационного модуля. Управление осуществляет самообучаемый искусственный интеллект, анализирующий дорожную обстановку в реальном времени. Пока что Volgabus тестируется на территории завода, но к концу года он выйдет на пробный городской маршрут. Беспилотными автобусами российской сборки хотят удивить иностранных гостей на чемпионате мира по футболу в 2018 году.

В России придумали дорожные знаки для беспилотников

В России уже разработали три дорожных знака для машин с системами автономного управления, испытания которых могут начаться на дорогах общего пользования к 2018 году.

В ПДД новые указатели должны появиться в разделе номер «5» — «Знаки особых предписаний». Они будут обозначать «Внимание, на участке беспилотное транспортное средство», «Начало дорожного участка с участием беспилотного транспорта» и «Конец дорожного участка с участием беспилотного транспорта».

Особые знаки были созданы дизайн-студией Артемия Лебедева по заказу компании Cognitive Technologies, занимающейся разработкой программного обеспечения для беспилотных машин.

Беспилотник будет ориентироваться на данные, получаемыми с видеокамер и сенсоров, сканирующих дорогу. Кроме того, Cognitive Technologies прорабатывает «систему моральных критериев» для автопилота, чтобы определить оптимальные варианты его поведения в экстремальных ситуациях.