Не Hyperloop'ом единым

Пока все ждут появления принципиально новых видов транспорта, "классический" транспорт тоже становится инновационным.

Во всех московских коммерческих автобусах проезд можно будет оплачивать с помощью смартфона, сообщается на портале мэрии столицы. Достаточно будет поднести гаджет к валидатору. Чтобы совершить оплату, смартфон должен поддерживать технологию NFC, а также иметь специальную SIM-карту, которую бесплатно можно получить у операторов, если вы клиент "большой тройки". Кроме того, купленный таким образом билет стоит 35 рублей, что на 20 дешевле, чем при покупке у водителя. Таким образом теперь вся транспортная система Москвы, включая недавно введённое в строй МЦК, поддерживает эту технологию. Но даже несмотря на то, что московский транспорт является одним из самых современных и инновационных в мире, ему ещё есть куда стремиться. И iBusiness.ru подготовил подборку технологий, которые увидеть на улицах столицы пока не получится.

Зарядка от дороги

В России, зная качество наших дорог, такого ждать в ближайшее время стоит вряд ли. А вот в Южной Корее электроавтобусы, заряжающиеся прямо от дороги, впервые появились ещё в 2013 году. Автобусы системы OLEV (Online Electric Vehicle) заряжаются от специальной безопасной для пешеходов полосы на дорожном покрытии. Причём полоса эта в прямой контакт с автобусом не вступает, а передаёт заряд, когда автобус едет над ней. И расположена она не на всей протяженности маршрута, а только на некоторых участках. Таким образом, этот автобус представляет собой практически бесконтактный троллейбус. Интересно отметить, что саму технологию разработали в Калифорнийском университете, но там не смогли её эффективно реализовать. А вот южнокорейцы справились с этим вполне успешно.

Автопилот

У нас слова "автобус" и "автопилот" встречаются разве что в названии сети автостанций Самарской области. А вот в Европе это вполне реальная и уже работающая технология. Так летом прошлого года автобус Mercedes Future Bus с системой самоуправления CityPilot совершил рейс между голландскими городами Амстердам и Гарлем. И хотя расстояние это небольшое - всего 20 километров, на его протяжении встречалось достаточно препятствий, таких как сложные развязки и пешеходные зоны. А максимальная скорость движения автобуса достигала 70 километров в час. Власти швейцарского города Сион пошли ещё дальше, и с прошлого года там постоянно курсируют беспилотные автобусы.

"Матрёшка"

Есть и отечественные разработки, достойные внимания. В частности, беспилотный электроавтобус-трансформер под названием "Матрёшка". И хотя пока это только концепт-кар, разъезжающий только по "Сколково", надежда на его серийное производство ещё есть. Тем более в декабре прошлого года модель представили премьер-министру России Дмитрию Медведеву. А политическая воля в нашей стране иногда бывает важнее инвестиций. Впрочем и сама модель вполне интересная. За 15 минут автобус можно преобразовать в транспорт для перевозки грузов или коммунальную машину. 

Экскурсовод

И, напоследок, простая, но, по-своему, гениальная идея, реализованная в Санкт-Петербурге весной прошлого года. Ко дню города в северной столице пять автобусных маршрутов были оборудованы аудиогидами, таким образом, путешествие на обычном общественном транспорте стало полноценной экскурсией по исторической части города. Для того, чтобы воспользоваться этой технологией, достаточно иметь смартфон с установленным бесплатным приложением и наушники. Так что, чтобы сделать общественный транспорт приятнее и эффективнее, не обязательно внедрять какие-то суперсовременные технологии, достаточно иногда просто подумать о пассажирах.