Как преступникам удается зарабатывать миллионы на краже орехов

Белки на стероидах.

За последние три года черный рынок по сбыту орехов в США вырос почти в 10 раз и по итогам 2015 года оценивается в 4 миллиона долларов. За последние шесть месяцев в одной только Калифорнии были зафиксированы кражи на сумму в 10 миллионов долларов. Издание Quartz попыталось разобраться в истоках «ореховой» мафии.

Суммарно за первую половину года в центральной Калифорнии пропало около 30 грузовиков с миндалем, фисташками, кешью и грецкими орехами. Для того, чтобы заполучить такой объем продукта, преступникам приходится выискивать слабые места в сложной цепочке производства и дистрибуции. И им это удается все лучше и лучше — участникам рынка остается только разводить руками.

«В прошлом кража орехов выглядела так: вор пролезал на плантации, набирал ведро и шел на рынок. То, что мы видим сейчас — беспрецедентно», — говорит президент Western Agricultural Processors Association (WAPA) Роджер Айсом.

В целом же, объясняет Quartz, продукты и напитки уже давно стали любимой добычей для воров в США — такие товары крадут даже чаще электроники. Орехи же оказались привлекательными сразу по нескольким причинам: они стоят дорого, хранятся долго, и у них нет никаких серийных номеров или маркировки.

В конце концов, в Калифорнии никого не смутит грузовик, полный орехов. В этом штате выращивают 98% всех фисташек, продаваемых в США, 99% грецких орехов и 80% мирового рынка миндаля. Поэтому преступникам даже не приходится прятаться.

«Если я остановлю машину и найду в ней 10 килограммов метамфетамина, водитель тут же попадет за решетку. А вот если я там найду 15 тонн фисташек, то мне еще придется как-то доказать, что они украдены, а иначе водителя придется отпустить», — объясняет Quartz шериф Майк Бордо.

«Ореховым ворам» даже не приходится прибегать к насилию — в основном грузы исчезают в результате мошеннических схем. Поэтому правоохранительные органы фокусируются на организованных преступных группировках, обладающих отличным пониманием всей цепочки дистрибуции — от плантации то закупщика.

«Понимаете, эти ребята не будут стоять в подворотне и барыжить орехами», — говорит Бордо.

Возьмем в качестве примера крупного сетевого ритейлера — например Costco. Допустим, Costco понадобилось заказать несколько тонн фисташек у калифорнийских фермеров. У компании есть куча грузовиков, но даже их не хватит, чтобы доставить весь заказ. В итоге Costco приходится искать подрядчиков среди логистических компаний. Те, в свою очередь, ищут водителей в конкретном регионе.

Для преступников такая длинная и запутанная цепочка очень удобна. Для кражи оказывается достаточно зарегистрировать фиктивную компанию, подделать документацию и перенаправить заказы так, чтобы они попали в руки злоумышленников. Иногда доходит до того, что водители грузовиков даже не понимают, что участвуют в краже.

«Приходят ребята, показывают все нужные бумаги — кажется, что всё в порядке. Мы же с таким никогда не сталкивались, вот и попадаемся», — говорит Айсом. По его словам, многим жертвам мошенников потом становится настолько стыдно, что они делают всё, чтобы их истории не выплыли наружу.

По данным компании CargoNet, в 2012 в США было зафиксировано лишь четыре случая кражи орехов на общую сумму в 487 790 долларов. В 2015 количество краж выросло до четырех миллионов долларов. На прошлой неделе WAPA организовало экстренное совещание о проблемах кражи орехов — на встречу пришло 120 человек, которые хотели понять, как им защитить свой бизнес от преступников.

Еще одна проблема заключается в том, что деятельность преступной организации разбросана по различным районам Калифорнии, находящимся в юрисдикции разных ведомств. Чтобы решить этот вопрос, администрация штата готовит законопроект о создании специальной группы, которая смогла бы объединить полицейских из разных округов.

«Каждый раз, когда преступникам удается похитить очередной груз, удар наносится не только по карманам наших фермеров, но и экономике всего штата. Необходимо помочь нашим правоохранительным органам решить эту проблему», — объясняют чиновники.