Экономика платных дорог

Стоимость, эффективность и международный опыт.

Сегодня стало известно о том, что комитет Государственной думы по транспорту порекомендовал принять в первом чтении закон, который разрешит администрациям регионов вводить плату за проезд. В комитете считают, что закон скорее всего будет принят, и помимо всего прочего он позволит сделать платным въезд в центр Москвы. Ibusiness решил посмотреть на то, как платные дороги вводились в других странах и как это повлияло на транспортную инфраструктуру.

Расширение дорог не уменьшает количество пробок

Такой позиции придерживается, в частности, заммэра Москвы Максим Ликсутов. Об этом феномене подробно рассказывали и мы в недавней статье. Если коротко, то увеличение числа дорог или их расширение просто приведет к тому, что люди станут чаще ездить. Представьте себе, что у вас есть два магазина. В одном цены выше, но он находится в пешей доступности. Другой дешевле, но ехать до него 10 километров. Если вы знаете, что вам придется стоять в пробках, то скорее всего никуда не поедете. И наоборот — если вы знаете, что недавно открыли новую дорогу, то куда охотнее сядете за руль. Но рано или поздно к такому же выводу придут и остальные. К сожалению, точно такая же логика работает и с общественным транспортом — на место тех, кто согласился ездить на автобусе, придут новые автомобилисты.

В Лондоне платный въезд в центр города снизил загрузку дорог на 30%

В 2003 году власти города ввели плату в размере 11,5 фунтов (около тысячи рублей) в день. Платный въезд действует только в рабочие дни, с 7 утра до 6 вечера. Скидки предоставляются резидентам центральных районов, а также владельцам экологически чистых транспортных средств. Штраф за неуплату составляет от 65 до 195 фунтов (6-18,5 тысяч рублей). Выручка за первые 10 лет работы системы составила 2,6 миллиарда фунтов (252 миллиарда рублей). Около половины (1,2 миллиарда фунтов) этих средств было реинвестировано в развитие транспортной инфраструктуры, причем большую часть (960 миллионов) потратили на общественный транспорт.

В Сингапуре платный въезд существует с 1975 года

Первоначально талоны на въезд требовалось покупать заранее — в специальных отделениях, супермаркетах и на почте. Въезд ограничивался только утром (с 7:30 до 9:30) кроме воскресенья и праздников. В 90-х въезд начали ограничивать до 18:30. В 1998 году была введена более продвинутая автоматизированная система оплаты. Для ее работы потребовалось оснастить каждую машину специальным терминалом оплаты, устанавливавшимся под лобовым стеклом. Аппарат принимает кредитные карты и карты предоплаты и не требует от водителя останавливаться для того, чтобы оплатить въезд — плата автоматически снимается при приближении к соответствующей части города. Сумма зависит от дня недели, времени суток, типа машины и других факторов.

Около трети водителей не хотят ничего платить за въезд в центр Москвы

К таким выводам пришли в 2013 году исследователи из Высшей школы экономики. Заведующий лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики ВШЭ Алексей Белянин в колонке для РБК предположил, что эффективной стоимостью въезда в центр столицы является 300-400 рублей — по его словам, такая сумма позволила бы сократить число машин в центре на 20%. С другой стороны, объясняет Белянин, для тех, кто все-таки заплатит, будет резон ездить намного активнее для того, чтобы снизить «стоимость» одного километра.

Другой вариант, предложенный столичными властями — ограничить проезд по московским кольцевым дорогам

В конце 2014 года РБК сообщил о том, что в правительстве Москвы рассматривали введение платы за въезд на МКАД и ТТК в размере 200 рублей. По данным ВЦИОМ, опубликованным в то же время, введение платы за проезд не поддерживало около 44% москвичей.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.