Илон Маск нацелился на грузовики

Компания Tesla Motors приходит на рынок грузовых автомобилей.

Согласно плану развития компании, опубликованному Илоном Маском, Tesla ведет работу над созданием собственного грузовика. Это, по словам Маска, должно уменьшить стоимость грузоперевозок и сделать их безопаснее. В плане также отмечено, что все модели Tesla в перспективе будут оснащены автопилотом.  

iBusiness.ru решил выяснить, сможет ли появление на рынке грузовиков с электрическим двигателем и автопилотом изменить расклад сил в отрасли.

 

Нечасто приходится писать так про Илона Маска, но в этой сфере деятельности он не первопроходец. Год назад BMW уже представлял рабочий прототип своего 40-тонного грузовика с электродвигателем, а в первой половине этого года компания электромобилей Nikola (названная, как и Tesla, в честь учёного Николы Теслы) анонсировала свой мощный грузовик Nikola One, предназначенный для массового выпуска. Есть даже дата официальной презентации – 2 декабря 2016. Но именно грузовик Tesla Semi, хотя никакой точной информации о нем пока нет, вызывал больше всего разговоров. Пусть предпосылок для этого не так много.

На фоне другого проекта Маска, космической компании SpaceX, успехи Tesla Motors вовсе не выглядят впечатляющими. Несмотря на расширение модельного ряда и рост числа заправок, компания всё ещё не может выйти в плюс. За 2015 год Tesla понесла убытки почти 900 миллионов долларов. Компании удалось выправиться после значительного падения котировок акций в начале года, но прорыва совершить всё ещё не удается. И начало работы над коммерческим электротранспортом, по мнению экспертов, не сможет резко исправить ситуацию. Комментирует директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин:

Сейчас электромобилями и грузовыми, и легковыми, и автобусами занимаются все ведущие автоконцерны мира. Но каких-то значительных изменений это не несет. Конкуренция с другими типами двигателей на сегодня во всех нишах рынка очень серьёзная, где-то электромобили выигрывают, где-то нет. Преимущество использования электроэнергии по совокупности всех факторов не очевидна. Нельзя сказать, что это какая-то коренная перемена.

 

Кроме того, на сегодняшний день до серийного производства коммерческого электротранспорта, которое сможет действительно оказать влияние, достаточно далеко. Это вызывает дополнительный скепсис. Председатель профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко отмечает:

Нельзя считать экспериментальные попытки инструментом влияния на рынок автоперевозок. Понятно, что в Европе поставили заоблачные цели отказаться от двигателя внутреннего сгорания. Но, во-первых, где Европа, а где Россия. А во-вторых, перед глазами не самый успешный пример легковой Tesla. Думаю, нас ждет долгий поэтапный процесс внедрения электромобилей. В каких-то сегментах электрический коммерческий транспорт может иметь смысл. Например, в ритейле, если стоит терминал в 5 километрах от города и из него по всем супермаркетам развозятся продукты. В этом случае электромобиль при соответствующем соотношении цены и пробега без подзарядки будет востребован. Или в железнодорожных терминалах и портах, где небольшие дистанции и есть, где подзарядиться. Но я с трудом представляю машину с запасом хода в 200-250 километров, выехавшую из Москвы в Новосибирск.

Отдельно стоит поговорить о автопилоте. Разработка этой технологии также является одной из приоритетных задач мирового автопрома. Но несмотря даже на значительные успехи, сейчас она переживает не самые простые времена. В мае этого года в США случилась первая авария машины на автопилоте со смертельным исходом. Причем, погибший был как раз за рулём автомобиля Tesla Model S. Расследование по этому делу ещё не закончилось. Но даже если отбросить это, у автопилота есть и другие недостатки.

Автопилот в странах, где есть дороги высших технических категорий, очень актуальная технология. И коммерческий успех там зависит от положения на рынке труда, выгодно ли будет заменять дальнобойщиков. Но для стран, где нет таких дорог, например, нашей, это не практично. То есть такие машины могут ездить по головному участку трассы М 11 «Москва – Санкт-Петербург», это будет одно удовольствие. Но стоит им съехать с неё, чтобы, например, доехать до склада в городе, начнутся проблемы. На наших обычных дорогах, особенно в малых городах и сёлах, зачастую даже разделительной полосы нет. И там появление роботов кажется полным абсурдом. Да и труд дальнобойщиков в России, увы, очень дешевый, и заменять их просто не выгодно.

Сами дальнобойщики настроены к этому ещё более отрицательно.

Замена дальнобойщика на автопилот на сегодняшний день - полная чушь. Ближе всего к потребностям рынка исследования, например, Volvo Trucks. Там речь идет об автоколоннах, где грузовики связаны по радиоканалам. Первым грузовиком управляет человек, а следующие за ним, беспилотные, ориентируются по первому. С трудом представляю, как автопилот полностью заменит человека. Пару лет назад мы проводили исследования по психофизиологическому состоянию водителя. И мозг водителя загружен в разы больше, чем мозг пилота пассажирского самолета. У последнего нет побочных факторов типа встречного и попутного транспорта, выскочившей на дорогу собаки, велосипедиста, мотоциклиста, мячика, выкатившегося на дорогу и т.д. Возможно, в будущем техника и шагнет вперед настолько, чтобы это работало, но не сегодня и не завтра.

 

Подробности о проекте грузовика Tesla Semi Илон Маск обещал раскрыть в 2017 году. А сколько понадобится времени, чтобы выпустить прототип и, тем более, наладить серийное производство, загадывать сложно. К тому же, если цена на эту модель будет так же высока в сравнении с другими автомобилями класса, как в случае с легковыми машинами Tesla, её использование в коммерческих целях может стать невыгодным. А судя по тому, что компания Nikola собрала при 7 тысячах предзаказов на свой электромоторный грузовик 2,3 миллиарда долларов, стоимость одного - не меньше 300 тысяч. А это в 2-3 раза дороже аналогов с двигателем внутреннего сгорания.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.