Цифровая экономика

Почему экономисты уходят из науки в Кремниевую долину.

Кремниевая долина постепенно переманивает на свою сторону все научные дисциплины и направления индустрии, которые существуют в мире. Последними специалистами, которым повезло попасть на радар технологических миллиардеров, стали экономисты. Кремниевая долина стремительно осваивает существующие рынки и создает новые, поэтому экономисты нужны ей для определения рыночной стратегии, ценовой политики и разработки рекламных кампаний, основанных на вечных экономических принципах. Сами экономисты получают доступ к аналитическим инструментам следующего поколения и зарплату, за которую они с радостью бросают науку. New York Times объясняет, чего стоит ждать от этого нового неожиданного союза.

В США экономисты-академики получают в среднем от $125 до $150 тысяч в год. Технологические гиганты и преуспевающие стартапы с легкостью “перебивают” эту ставку и дают экономистам стартовую зарплату в $200 тысяч. Благодаря бонусам, акциям и компенсации зачастую эта сумма вырастает вдвое уже через пару лет работы. Еще больше получают экономисты, которые становятся руководителями команды.

Конечно, бизнес далеко не впервые начал нанимать серьезных экономических исследователей: чаще всего они помогают своим новым работодателям с анализом рецессий и курсов обмена валют. Однако Кремниевая долина и другие технологические бизнес-центры обращаются к экономистам совсем по другим вопросам. Здесь они занимаются анализом данных о поведении потребителей. Экономисты помогают технологическим компаниям принимать умные решения о поведении на различных онлайн-рынках и рекламной стратегии.

Устоявшиеся лидеры рынка ИТ и такие молодые, но сверхуспешные компании как Uber и Airbnb рассчитывают, что лучшее понимание поведения потребителей позволит им увеличить прибыль. Задача экономистов — точно измерять и анализировать все связанные с этим данные. К примеру, Рэндалл Льюис, один из экономистов в Netflix, занимается анализом эффективности рекламных кампаний. Он также применяет оценивает поведение потребителей с точки зрения экономических законов, чтобы определить, какие действия клиенты Netflix совершают по собственной воле, а на какие их подвигла реклама.

Бизнес старого поколения куда больше интересовала макроэкономика, а вот технологические компании пошли совсем в другую сторону. “В основном в технологической области работают эксперты по микроэкономике”, - рассказывает управляющий директор National Association for Business Economics Том Бирс. “Здесь все вращается вокруг данных, вычислений, алгоритмов и машинного обучения”.

Пока что больше всего экономистов на свою сторону переманила Amazon.  Компания даже запустила специальный сайт Amazon Economists, на котором экономисты могут просматривать вакансии и присылать свои резюме. В видео на сайте главный экономист Amazon Патрик Баджари объясняет, что решения, которые принимают эксперты по экономике, могут приводить к многомиллиардным сдвигам в финансах компании.

Многие студенты-экономисты уже сегодня начинают готовиться к карьере в Кремниевой долине и берут курсы по компьютерной науке в дополнение к своим экономическим программам. Некоторые получают диплом сразу по обоим направлениям. Передовые университеты, в том числе Йель, уже начинают преподавать специальные курсы по так называемой “цифровой экономике”. Курс Йельского университета под названием “Разработки для цифровой экономики” обещает быть по-настоящему звездным: главным инструктором здесь выступает экономист Microsoft Глен Вейль, а специальные лекции будут давать представители Amazon, Pandora и Uber.

По мнению Вейля, цифровая экономика еще находится на самых ранних стадиях своего развития. Он уверен, что модель Uber и Airbnb, по которой потребители не обладают собственностью сами, а берут ее напрокат, когда им удобно, со временем будет становиться все более и более распространенной. Задача экономистов настоящего и будущего — понять, как можно успешнее всего продать эту модель потребителю.