Страх неизвестного: почему экономика плохо реагирует на неопределенность

Неопределенность в экономике, политике и регуляциях стала одним из главных негативных эффектов Brexit.

Потенциальные экономические последствия Brexit были одним из ключевых аргументов кампании за сохранение за Британией статуса члена Евросоюза. Несмотря на то, что спустя несколько месяцев после голосования обещанный экономический апокалипсис так и не наступил, эксперты уверены, что расслабляться пока рано. Эффект Brexit будет с разной степенью интенсивности распространятся на состояние индивидуальных финансов граждан и бизнес в Соединенном Королевстве еще долгое время.

Финансовые и экономические эксперты полагают, что одним из главных эффектов Brexit стало чувство неопределенности, которое референдум принес в рыночные торги, финансовую политику и бизнес. Профессор бухгалтерии в Эксетерском университете Кевин МакМикинг рассказал The Conversation, почему экономика так боится неизвестного.

Немедленным последствием Brexit стало снижение курса фунта по отношению к доллару. Если за 6 месяцев до референдума фунт можно было купить за $1,42, то после объявления результатов голосования фунт опустился до отметки $1,30. Однако чувство неопределенности в отношениях между Британией и Евросоюзом, которое принес референдум, может стать куда более тяжелым и длительным последствием. Председатель Банка Англии Марк Карни отметил, что политическая, экономическая и нормативная неуверенность продолжиться, пока Британия не установит новые порядки движения товаров, услуг, людей и капитала.

Экономике уже давно известно, что подобная неуверенность крайне вредна для бизнеса. МакМикинг напоминает про классическое экономическое исследование нобелевского лауреата Джорджа Акелрофа. В этом исследовании Акелроф предложил сценарий, в котором покупатели не могу отличить качественные подержанные машины от некачественных. Покупатели, в таком случае, платили бы за машины лишь среднюю цену между стоимостью хорошего и плохого автомобиля. Бизнес, в свою очередь, мог бы отреагировать на это вовсе сняв качественные машины с производства и продавая клиентам лишь ширпотреб по средней цене. Различие в информированности клиентов и бизнеса всегда ведет к ухудшению качества товаров на рынке, заключил Акелроф.

В законодательстве, экономических регуляциях и этике бизнеса предусмотрено множество способов сократить эту разницу в осведомленности между покупателем и продавцом. Компании предлагают клиентам гарантии и возвращения средств, они подробно отчитываются в годовых отчетах и плотно работают с аналитиками и независимыми рецензентами.

В обстановке, когда будущее условий передвижения товаров и капитала неизвестно, поставщики товаров могут предположить, что стоимость их операций может в любой момент вырасти. Это потенциальное повышение цен они зачастую пытаются компенсировать вполне реальным повышением цен на свои товары, что в свою очередь приводит к спаду потребительской активности. Это вдвойне плохие новости для Британии, учитывая то, что экономика Соединенного Королевства и до референдума долгое время не могла преуспеть в стимуляции спроса.

Чтобы как-то бороться с этим увеличением цен Банк Англии впервые с 2009 года опустил процентную ставку — на этот раз до 0,25%. Гарантии того, что это мера поможет, нет, и ее эффект в любом случае будет ощутим еще нескоро.

Частично заглянуть в свое будущее британцам позволяет анализ схожей ситуации, которая образовалась в 90-ые годы в Канаде. В 1995 году прошел референдум за независимость Квебека, который почти окончился отделением канадской провинции (за то чтобы остаться в Канаде проголосовало лишь на 60 тысяч человек больше. Неопределенность, которая царила на рынках в период перед референдумом привела к взлету ставок по долгосрочным ценным бумагам. Хуже всего экономическая неуверенность отразилась на маленьких местных компаниях с диверсифицированными активами. Похож

Поскольку нестабильность экономики также влияет на индивидуальные финансы, участники рынка в стране с неопределенной экономикой могут решить перевести свои финансы в более стабильные фьючерсы. Нестабильность на рынке труда также может привести к компаниям в Британии, которые сегодня значительно полагаются в своей кадровой политике на профессиональных мигрантов из Евросоюза.

Многочисленные эффекты неопределенности поражают экономику со всех сторон как болезнь. Их последствия могут не быть заметны сразу, но в различных сферах они будут откликаться еще много лет.

Евгений Смирнов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.