Музыкальный бизнес: итоги 2016 года

Умершие классики и юные легенды схлестнулись за первенство по продажам на всех возможных платформах.

2016 год выдался весьма насыщенным для музыки как с точки зрения творческих прорывов, так и с точки зрения бизнеса. Прошедший год также без сомнения запомнится и куда более грустным фактом ухода из жизни любимых музыкантов уходящей эпохи. В результате чарты 2016 года между собой делят юные, находящиеся на пике славе знаменитости и усопшие легенды прошлого, которые громко напомнили о себе не только самим фактом смерти, но и зачастую выдающимися прощальными песнями.

Впрочем, самый продаваемый CD прошлого сезона принадлежит музыканту, который умер еще задолго до 2016 года. Эта рок-звезда и кователь хитов никто иной как… Вольфганг Амадей Моцарт. В 2016 году старику Моцарту удалось продать 1.25 миллиона дисков (по подсчетам Billboard) — все благодаря колоссальному бокс-сету “Mozart 225: The New Complete”, который содержит 200 дисков и более 240 часов музыки. Поскольку при подсчете продаж Billboard учитывает отдельные проданные копии, Моцарту удалось значительно обогнать всех современников, выпускавшихся на CD, так как дорогостоящий комплект с его полной “дискографией”, выпущенный к 225-летнему юбилею со дня смерти композитора, купило 6,5 тысяч человек.

Однако триумф Моцарта произошел в стремительно отмирающей ветви музыкальной индустрии. Продажи CD стабильно снижаются в последнее время, и в 2016 году было продано на 50 миллионов меньше дисков, чем в 2015 году (продажи упали более чем на 11%). Бокс-сет Моцарта стал столь успешным благодаря нескольким факторам: это первоклассно оформленный уникальный артефакт, который был выпущен специально для аудитории ценителей классической музыки, среди которых качественные CD по-прежнему пользуются спросом.

Списывать музыку на физических носителях со счетов окончательно пока еще рано. На всех ключевых музыкальных рынках мира уже не первый год растут продажи винила, зачастую даже побивая рекорды тех лет, когда ни в какой другой форме купить музыку нельзя было вовсе. Этот год не стал исключением. В Великобритании продажи пластинок в этом году выросли на 53% по сравнению с 2015 годом и достигли рекорда 25-летней давности. В общей сложности музыкальные магазины Соединенного Королевства продали 3,2 миллиона пластинок за прошедший год.

Королями этого формата в 2016 году также стали классики, правда не такие давние, как Моцарт. Безоговорочное первое место с огромным отрывом от конкурентов принадлежит прощальному альбому Дэвида Боуи “Blackstar”. Смерть легендарного певца стала одним из главных потрясений 2016 года, а Blackstar большинство критиков и фанатов сочло одной из лучших записей Боуи. Как результат, альбом на виниле купило вдвое больше слушателей, чем лидера предыдущего года — альбом Адель “25”. Второе место по продажам винила в 2016 году занял классический альбом еще одной безвременно ушедшей звезды — Эми Уайнхаус.

Однако  продажи CD и винила меркнут по сравнению с тем, в каких объемах люди в 2016 году слушали музыку на стриминговых платформах и покупали ее в интернете. В 2016 году стриминг безоговорочно закрепил за собой звание самой популярной формы прослушивания музыки, и артисты, которые доминировали на таких платформах как Spotify и iTunes могут похвастаться не миллионами, а сразу миллиардами слушателей. Так, на платформе Spotify второй год подряд самым популярным исполнителем стал Дрейк — в 2016 году пользователи сервиса послушали песни рэпера 4.7 миллиарда раз, то есть почти в три раза больше, чем в 2015 году. Самой популярной песней Дрейка, а соответственно и самой популярной песней года по версии Spotify стала композиция One Dance. Компанию Дрейку на верхушке стримингового рекорд-бизнеса составили Джастин Бибер, Рианна, Twenty One Pilots и Канье Уэст.

Безоговорочную победу по продажам Дрейк одержал и в музыкальном сервисе Apple. Самой часто покупаемой песней на iTunes в 2016 году также стала “One Dance” Дрейка, а второе место досталось хиту “Can't Stop the Feeling” Джастина Тимберлейка. Не менее горячим оказался главный хит Рианны уходящего года “Work” и рэп-трек Flo Rida “My House”. Количество пользователей iTunes в прошедшем году превысило 20 миллионов.


Чтобы ежедневно получать популярные материалы нашего сайта, подписывайтесь на наш канал в Telegram.