Наперегонки с убытком

Четыре типа сотрудников, без которых ваша компания теряет деньги.

В одном анекдоте двое людоедов вместе устроились на работу – и благополучно ели маркетологов, юристов и бухгалтеров, однако начальство заметило, что что-то не так, только когда жертвой каннибалов пала уборщица. Действительно, без некоторых сотрудников не обойдётся ни одна компания.

Есть люди, необходимые всем предприятиям на свете, от маленького свечного заводика до транснациональной корпорации. Вместе с mmbusiness.ru мы составили список сотрудников, без которых компания будет ежедневно терпеть убытки и терять клиентов. Так что если вдруг кто-то из этих работников уволился, ему нужно молниеносно найти замену.


Директор по продажам

В разных бизнесах эта должность называется по-разному: «коммерческий директор», «глава отдела продаж» и так далее; как ни назови, одно ясно – без квалифицированного специалиста на данной позиции каши не сваришь. От этого человека требуется глубокое понимание законов рынка, деловой этики, управления персоналом. И, разумеется, он должен понимать клиента – пользуясь детективным штампом, «мыслить как клиент».

Даже недолгая задержка при поиске нового директора по продажам грозит разрушительными последствиями, ведь убытки компании в этой ситуации прямо пропорциональны времени, затраченному на поиск. Кроме того, необходимо понимать, что новый сотрудник должен, как минимум, не уступать предшественнику в понимании специфики ваших товаров или услуг – то есть необходимо найти человека с богатым опытом в вашей же сфере.

Создатель продукта или ключевой эксперт

В каждом трудовом коллективе есть лидер, занимающийся не административными, а креативными функциями. Именно от этого человека зависит продуктовый портфель, его качество, внешний вид и толщина.

Когда ключевой разработчик, креативщик, инженер или дизайнер покидает коллектив, велик соблазн поставить на его место наиболее перспективного из коллег. Однако этот выбор не всегда самый удачный – у новичка в решающий момент могут сдать нервы и дрогнуть рука. Поэтому как минимум изучить рынок в поисках равновеликого мастера своего дела вам просто необходимо. 

Специалист по холодному обзвону

Многие считают эту работу примитивной и однообразной, но стоит скептикам самим посидеть на телефоне денёк-другой – и они начнут смотреть на имеющих соответствующие навыки коллег как на подлинных рыцарей трубки и провода.

Действительно, задача обзванивать потенциальных клиентов, налаживать и поддерживать коммуникацию с ними только на первый взгляд кажется простой. Она требует не только терпения и педантичности, но и особых свойств характера, которые, позволят «влезть в окно, когда закрывают дверь». Эти специалисты способны пройти все линии обороны клиента, найти нужных людей и добиться от них продолжения общения.

Проджект-менеджер

Руководитель проекта гарантирует его исполнение в срок и с нужным уровнем качества, а сверх того – снижает его стоимость на 30% (по сравнению с проектом «бесхозным»). Когда случается что-то непредвиденное – уходит субподрядчик, поставщик нарушает договоренности и т.д., он же осуществляет спасательную операцию, устраняя последствия сбоя.

Что будет, если менеджер уволится в ходе проекта? Или – если договор с заказчиком заключен, но вот как раз сейчас, к несчастью, в коллективе нет нужного человека? Ничего хорошо ждать не стоит. Во-первых, ничейный проект для компании-исполнителя принципиально дороже (см. выше). Во-вторых, возникает риск нарушения сроков, за которым последуют штрафные санкции со стороны клиента. В-третьих, героические коллеги, решившие закрыть собой кадровую брешь, наверняка совершат ошибки, исправление которых дополнительно удорожит проект, снизит его прибыльность или даже сведет ее к нулю. 


Как ни крути, любую из этих вакансий нужно закрывать стремительно. Как организовать поиск нужного человека, чтобы не было мучительно долго?

Можно хантить через знакомых. Работает в тех случая, когда у вас много друзей в отрасли и вы не опасаетесь, что рекомендовать будут, ориентируясь в большей степени на личные качества, нежели на профессиональные.

Можно поручить своим HR-менеджерам. Но в их распоряжении обычно лишь стандартный инструментарий и резюме специалистов, которые находятся в поиске работы и публикуют свои CV в открытом доступе. Обнаружение среди них «жемчужины» в короткие сроки маловероятно.

Можно привлечь кадровое агентство, которое обладает необходимыми ресурсами, чтобы быстренько подобрать сотрудника под индивидуальный запрос, а иногда даже схантить. Когда время – деньги, можно указать конкретный срок в договоре и обозначить штрафные санкции, которые ни друзьям, ни HR-менеджерам не выставишь. Некоторые агентства даже бесплатно заменяют сотрудника, не прошедшего испытательный срок.

P.S. Если в вашу компанию таки проник людоед и лишил ее кого-то из особо ценных кадров, замену им можно поискать здесь. А уборку отдайте на аутсорсинг. Ну, зачем вам в штате женщина со шваброй?