Бизнес номер один

Помогает ли политическая карьера ведению бизнеса.

Зарплата президента Украины Петра Порошенко, согласно постановлению кабмина от 27 июля, составляет 28 тысяч гривен в месяц. Это примерно 75 тысяч рублей или 1100 долларов. При этом по данным украинского Forbes им занята шестая строчка среди богатейших людей Украины. Его состояние оценивается в 858 миллионов долларов, причем около 100 миллионов он заработал за последний год. Доход ему приносит владение бизнесом, который он успешно развивал до вступления в должность президента. В том числе кондитерской компанией Roshen, продать которую в случае избрания он обещал ещё до президентских выборов. 

В ноябре из своего офиса в кресло президента страны может пересесть и человек, которому будет ещё сложнее отказаться от управления своим бизнесом. Состояние Дональда Трампа, который является кандидатом в президенты США, оценивается в 4,5 миллиарда долларов. Под его управлением находятся телеканалы, строительные компании, игорный и гостиничный бизнес. Попытки крупного бизнесмена занять пост номер один есть и в истории современной России. На выборах президента 2012 года третье место с результатом почти 8 процентов занял Михаил Прохоров, находившийся тогда с 13 миллиардами долларов на 7 строчке российского списка Forbes. 

iBusiness.ru поинтересовался, стоит ли высокая должность рисков для бизнеса.

Приход во власть людей, добившихся успеха в бизнесе, в мире событие не редкое. Например, 41-й президент США Джордж Буш ст. прежде чем засесть в овальном кабинете стал миллионером, занимаясь нефтяным бизнесом. Четырежды возглавлявший совет министров Италии Сильвио Берлускони также пришел в политику, будучи одним из богатейших людей страны. Поэтому как такое должно происходить - вполне регламентировано. В том числе с точки зрения закона.

Занимать высокий политический пост и вести бизнес-деятельность некорректно. В Европе такое попросту запрещено законом. Ты должен либо продать свой бизнес, либо передать его управление в анонимный фонд. Не говорю, что в Европе все себя так ведут, там многие маскируют своё владение, но всё-таки это закон. Так нарушается принцип конкуренции. У человека появляется дополнительное преимущество. Причем явное. Так что это не честно даже с точки зрения рынка. Политические решения очень часто имеют экономическую подоплёку. Поэтому человек, который обличен властью, может принять решение, которое будет выгодно для него лично и для его капитала. Имея бизнес ему придется ещё и каждый раз подробно объяснять, почему он принял то или иное решение.

Однако, не всегда следование формальным правилам гарантирует спокойствие высокопоставленного чиновника. Так, несмотря на передачу Roshen в "слепой траст" и лишившись контроля над его управлением, Петра Порошенко всё равно продолжают обвинять в недобросовестной конкуренции. Механизм не гарантирует полной невозможности политика влиять на жизнь своего бизнеса. Кроме того, существуют возможности и вовсе обойти систему.

Получение высокого поста, конечно, несет свои преимущества для бизнесмена. Так или иначе человек использует своё политическое положение. Но есть разные степени корректности. Например, человек может занять какой-то пост, а потом, покинув его - использовать сохранившиеся связи и положение для ведения своего бизнеса. Это ещё более менее корректно. Но можно управлять бизнесом не на прямую, а через подставное лицо. И здесь весь вопрос в том, существует ли орган, который может реально ему этого не позволить. Для меня, например, немыслимо, чтобы Дональд Трамп отказался от управления своим бизнесом в случае избрания президента. Думаю, он сделает вид, что отказывается, но потом всё равно будет управлять, но не напрямую, а через друзей и т.д. В США сейчас существуют законы, позволяющие помешать ему, но они, увы, не исполняются.

Естественно, бизнес идет в политику не за зарплатой чиновника. Хотя в большинстве стран она всё же больше, чем в Украине (Так годовой доход президента России, согласно декларации, составляет около 9 миллионов рублей). Вероятно, далеко не все бизнесмены идут в политику из альтруистического желания помочь своей стране. Но, в конце концов, итог пребывания в должности определяется результатами работы. И ещё надёжнее законодательных ограничений в случае, если результаты неудовлетворительны, работает избирательная система. Бизнесмена не переизберут на второй срок. Впрочем, как показал пример Прохорова, могут не избрать и на первый. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.