Юрий Родный: Многие бизнес-модели теперь не жизнеспособны

Генеральный директор дистрибьюторской компании diHouse о трансформации ИТ-рынка
12 декабря 2014, в 13:58

«<…> мы попадаем в очень тяжелое время, когда окружающий мир сильно меняется. Сейчас в одной точке сошлось очень много всего. С одной стороны, трансформируется наш ИТ-рынок. Это происходит уже давно, и все об этом говорят. Кроме того, мы видим, что очень сильно, даже драматически меняется экономика. Плюс к этому всему меняются некоторые правила игры. Вы же сами понимаете, что сейчас многие бизнес-модели, которые раньше работали, теперь не жизнеспособны. И как раз нам вся эта «неустойчивость» должна дать большое преимущество перед конкурентами. Дело в том, что наша компания с 2007 г. живет по своей «бизнес-модели». Понятно, что прессе я не могу рассказать о всех ее «нюансах», но поверьте мне на слово, что благодаря ей у diHouse не будет драматических потрясений. Конечно, «потрясения» как таковые будут у всех. Но мы недавно делали стресс-модель, и, по нашим расчетам, продажи должны упасть вполовину, чтобы стать «катастрофическими». Поэтому даже при таких непростых условиях у нас есть довольно большой запас прочности. Конечно, если у рынка хватит мозгов на то, чтобы не начать бороться ценами. Если же игроки будут пытаться выживать за счет снижения цены, тогда не выживет никто. Сейчас я не вижу тех, у кого есть запас прочности, чтобы пережить такую войну.

Юрий Родный (diHouse): «Если игроки будут пытаться выживать за счет снижения цены, тогда не выживет никто»

А те, кто выживут, будут жить уже в совершенно другом мире. В отчетах, присылаемых международными аналитиками, мы видим, что, например, в Западной Европе уже начался рост рынка. В нашей стране, по понятным причинам, этого пока нет. И очень сложно сказать, как все будет развиваться.

Очевидно, тренд на развитие обязательно будет, и рынок не будет стоять на месте. Он довольно долго не рос, и понятно, что рано или поздно должен начать расти в силу физического устаревания техники, закупленной в период бурного роста. Если бы все было немного по-другому, рынок начал бы расти прямо сейчас. Но мы же знаем о той уникальной российской ситуации, которая сложилась в экономике. Возможно, весь мир тоже живет не очень счастливо. Но в других странах нет такого драматизма, как у нас. Соответственно, в России друг на друга будут накладываться две тенденции, противоположные по «знаку»: уже давно пора поменять ноутбук, но только денег на покупку нового нет…»

Об отношениях с партнерами

«Время эйфории, к сожалению, прошло. И если раньше мы могли, даже видя обороты партнеров, верить их словам, то сейчас уже не можем позволить себе такой роскоши. Нынешнее время — это время конкретных цифр. То есть если цифры наших партнеров не совпадают с их словами, мы, увы, ориентируемся именно на цифры, а не на их обещания.

Если мы посмотрим на партнерские базы наших вендоров, то увидим, что, например, в Европе огромное количество ИТ-компаний. Там численность партнеров сопоставима с тем, что мы можем видеть здесь. И все они живут и работают, всем хватает места. А что у нас? Мне кажется, что проблема нашего регионального канала не в том, что партнеров много, а в том, что они либо начинают в какой-то момент терять голову, либо уходят в непрофильные бизнесы, либо пытаются выйти за пределы своих регионов. А, например, в Италии или Испании локальная компания очень неплохо живет в своем родном городе. Все к ней приходят, так как ее все знают, и знают, что никто лучше нее не обслужит и по ИТ-товару лучше не проконсультирует. И эта компания не пытается превратиться в федеральную сеть».

О «преждевременном» всплеске продаж в ритейле

«<…> люди пытаются хоть куда-то вложить свои быстро обесценивающиеся деньги. Я бы очень хотел ошибиться. Но я делаю свои выводы не только на основе того, как идут наши продажи в канал. У нас в холдинге есть своя розница, поэтому мы можем «сверять часы» и с ними. И у тех, кто работает в ритейле, есть полное ощущение, что в этот раз Нового года у нас не будет. Точнее, что он уже случился. И если это действительно так, значит, 2014 г. будет довольно «средним» годом. То есть хуже предыдущего. Если же мы ошибаемся, и нас еще ждет Christmas, то это будет ничто иное, как «пир во время чумы».

Об итогах 2014 года

«Эти оценки очень сильно зависят от того, в какой валюте «считается» бизнес компании. Мы уже давно ведем всю отчетность в рублях. И мы не планируем ухудшение. По самым пессимистичным прогнозам, мы можем снизиться максимум на 10%. Но это рублевые показатели. А вот у тех, кто ведет свой бизнес в другой валюте, например в долларах, падение будет гораздо более заметное, как минимум, на величину изменения курса».

iBusiness.ru публикует фрагменты интервью с Юрием Родным, впервые размещенного на сайте www.crn.ru.

Читать полный текст интервью на www.crn.ru