Технологии на службе энергетики: чему можно доверять

У энергетических компаний есть большие возможности для повышения эффективности с помощью новых технологий. Какие IT могут дать реальную отдачу? Слово экспертам
22 сентября 2014, в 10:52
Страница
OW Debug — Notice
Message: Undefined variable: end
File: /var/www/mryabchenko/data/www/testing.i-business.ru/ow_smarty/plugin/modifier.cbaselink.php
Line: 95

На рынке IT в энергетической сфере сейчас наблюдается неопределенность. И все же этот рынок растет. В 2013 году, по оценкам TAdviser, он превысил в объеме 40 млрд рублей, а в 2014 году прогнозируется рост до 50 млрд рублей, при этом почти половина расходов придется на услуги. В прошлом году рост рынка составил 10 – 12%. Внедрение информационных технологий в энергетике идет медленнее, чем в других отраслях экономики. Тем не менее энергетические компании ищут способы повысить свою эффективность с помощью IT.

В прошедшем году доля энергетики в общих IT-расходах российского рынка была менее 5% и в ближайшие годы вряд ли будет расти. В структуре IT-расходов российских предприятий традиционно доминировали услуги (45% по оценкам TAdviser). За ними следовали инвестиции в компьютерное оборудование (около 30%) и ПО (около 25%). Аналогичный расклад сохранится и в нынешнем году.

ERP, учет, финансы: хорошо проверенное старое

Большинство компаний энергетического сектора пока лишь завершают проекты автоматизации первого уровня — внедряют системы ERP, СЭД и EAM. Популярностью также пользуются современные системы диспетчерского управления. В свою очередь, основные усилия ключевых игроков направлены на повышение эффективности бизнеса: они ищут новые подходящие решения и учатся грамотно использовать уже внедренные.

Основные требования, которые предъявляют энергетические компании к современным системам автоматизации — это повышение надежности бизнеса, сокращение временных и финансовых затрат. Среди подобных решений — системы по управлению качеством, рисками и активами. С другой стороны, сегодня не у всех энергетиков внедрены ERP-системы, несмотря на то что многие другие рынки давно освоили этот класс решений. Поэтому предпочтения бизнеса в плане технологий во многом зависят от развитости IT-инфраструктуры и от зрелости компании.

«Большинство активов в энергетической отрасли осталось еще с советских времен; оборудование зачастую морально устаревшее», — Денис Горьков

«Большинство активов в энергетической отрасли осталось еще с советских времен; оборудование зачастую морально устаревшее», — рассказал Денис Горьков, архитектор решений практики автоматизации проектного управления (PPM) «Астерос Консалтинг». Поэтому в рамках модернизации особенно востребованной стала автоматизация управления закупками, строительством, ремонтом, что существенно сокращает временные и финансовые затраты.

Кроме того, в последнее время в ТЭК все более популярными становятся системы, связанные с энергоэффективностью и экологичностью производства, считает Вячеслав Максимов, директор по промышленным решениям компании КРОК.

«В генерирующих компаниях интерес вызывают решения, позволяющие моделировать и оптимизировать режимы работы станций, системы предиктивной диагностики технического состояния, которые интегрируются с решениями по управлению ремонтными работами», — рассказал Вячеслав Максимов. Востребованы системы прогнозной аналитики, которые позволяют оптимизировать затраты, и традиционные, но усовершенствованные системы учета электроэнергии и энергоресурсов.

«В генерирующих компаниях интерес вызывают решения, позволяющие моделировать и оптимизировать режимы работы станций», — Вячеслав Максимов

Любая энергетическая компания должна иметь системы, обеспечивающие финансово-аналитический блок. Большинство энергетиков в России — либо государственные компании, где контроль расходования средств сопровождается огромным количеством отчетности для регуляторов, либо организации, капитализация которых далека от желаемой. Поэтому для них такие системы — это жизненно необходимые инструменты для ведения бизнеса.

От размера до специализации: каждому свое

Потребность энергетического бизнеса в тех или иных IT-системах определяется в основном не масштабом бизнеса, а видом деятельности компании. Так, сбытовые предприятия развивают биллинговые системы, а генерирующие больше всего озабочены вопросами производства.

«Если речь идет о небольшой компании, работающей на региональных рынках, то ей в первую очередь важно автоматизировать процессы, связанные с взаимодействием с клиентом», — объяснил Вячеслав Максимов.

«Небольшой компании, работающей на региональных рынках, в первую очередь важно автоматизировать процессы, связанные с взаимодействием с клиентом», — Вячеслав Максимов

«В данной отрасли, как и везде, — чем сложнее бизнес-процессы и чем больше людей в них вовлечено, тем больше средств автоматизации необходимо для обеспечения эффективной работы», — рассказал Денис Горьков.

«Сейчас компаниям разных сегментов интересны разные решения», — пояснил Аркадий Карев, вице-президент консалтинговой группы «Борлас». При этом сам бизнес состоит из двух важнейших компонентов, один из которых — работа с заказчиком, а другой – построение процессов основной деятельности.

«Чем сложнее бизнес-процессы и чем больше людей в них вовлечено, тем больше средств автоматизации необходимо для обеспечения эффективной работы», — Денис Горьков

Приоритетность этих сфер, по словам Карева, заметна даже в рамках энергетической отрасли. Так, для организаций, занимающихся сбытом, важнее всего все, что связанно с биллингом, работой с потребителями, а эффективность процессов внутри компании отступает несколько на второй план. Для производственных компаний первостепенно само производство, а затем уже —взаимодействие с заказчиками. Для сетей на первом месте идут вопросы управления режимами и взаимоотношениями со своими заказчиками — сбытовыми компаниями.

«Мы видим хороший тренд: энергетикам все больше интересны именно специализированные решения», — объяснил Аркадий Карев.

«Энергетикам все больше интересны именно специализированные решения», — Аркадий Карев

В целом энергетика — это рынок крупных компаний. У российской отрасли есть следующая особенность: на местах с каждым годом остается все меньше квалифицированных и хорошо разбирающихся в технике и технологиях специалистов. Поэтому, по словам Горькова, появляется потребность в замене специалистов автоматизированными системами.

«Еще одна тенденция, которая, несомненно, влияет на потребление IT-инструментов – это укрупнение и консолидации игроков в рамках крупных холдингов», — рассказал Аркадий Карев. Она приводит к тому, что востребованы проекты по унификации, стандартизации процессов, консолидации данных. Появляются новые возможности для анализа, принятия решения, повышения эффективности.

Облачные технологии: медленно, но верно

Энергетики со своими специализированными решениями пока неохотно идут в облака, причем не только в России, но и во всем мире. Так, облачные проекты среди энергетических компаний, по данным TAdviser на март 2014 года, занимали 8-е место по популярности (35 проектов из почти 1 тыс.).

«Отсутствие развитых каналов связи и IT-инфраструктуры не позволяет на сегодняшний день в полной мере интегрировать облако в рабочую среду, поэтому вывод сервисов в облака в энергетической сфере пока не столь явный, в отличие от других рынков», — рассказал Денис Горьков.

«Отсутствие развитых каналов связи и IT-инфраструктуры не позволяет на сегодняшний день в полной мере интегрировать облако в рабочую среду», — Денис Горьков

Еще одним сдерживающим фактором для энергетических предприятий являются проблемы, связанные с информационной безопасностью и опасениями за сохранность конфиденциальной информации. Да и технически не так просто перенести вычислительные процессы в облака из-за распространенных связей с технологическими системами непосредственно на объектах.

Страница