Томас Фрей: «Мы официально вступили в эру летающих роботов»


Томас Фрей – один из самых популярных футурологов по рейтингам Google. В течение 15 лет Томас работал инженером и проектировщиком в IBM, где получил более 270 наград – больше, чем любой другой инженер IBM.
В 1997 году автор статьи основал Институт да Винчи и в настоящий момент является его исполнительным директором и ведущим футурологом. Начав свою работу в статусе некоммерческой лаборатории идей футурологов, институт превратился в центр инноваций, привлекающий как американских, так и международных изобретателей, новаторов, бизнесменов. Сегодня институт занимается обучением подающих надежды изобретателей и предпринимателей навыкам, которые необходимы для создания жизнеспособных проектов и их реализации.
В октябре 2012 года Томас Фрей стал ключевым спикером Форума «IT-ЛИДЕР», где рассказал о том, какие из самых смелых фантазий станут реальностью уже в ближайшие десятилетия, и новых реалиях, к которым придется приспосабливаться бизнесу.
Идеи Томаса Фрея во многом созвучны видению редакции и экспертов бизнеса, поэтому специально для читателей iBusiness.ru мы перевели его статью, опубликованную в блоге футуролога.

Беспилотные летающие устройства используются достаточно давно, и на их проектирование и разработку уже были выделены бессчетные миллиарды военного бюджета; но если сенатор конгресса США готов потратить тринадцать часов, чтобы задержать рассмотрение вопроса о БПЛА, то это уже не просто формальный политический жест.

Беспилотная техника оказалась в центре внимания, и взволнованное общество с нетерпением ожидает, что же будет дальше.

Политические заголовки привлекают людей, которые видят большие перспективы использования летающих роботов для бизнеса.

Юристы начнут специализироваться в праве, регулирующем полеты беспилотных устройств; школы введут уроки по ремонту дронов; вокруг этой специфической ниши сформируются новые торговые ассоциации; эксперты органов правопорядка начнут заниматься преступлениями, связанными с беспилотными летательными аппаратами; предприниматели будут предлагать всяческие услуги для беспилотной техники; политики посвятят себя обсуждениям законодательства о БПЛА, а сами аппараты станут постоянными героями телесериалов, кинокартин, романов, радиопередач и газетных статей.

Но в то же время перед Федеральным авиационным управлением США (FAA) встанет очень непростая задача — разработать стратегию управления воздушным пространством, потенциально открытым для десятков тысяч беспилотных летательных аппаратов.

В поисках «хорошего» беспилотника

Живя в штате Колорадо, где люди бесконечно увлечены пешими прогулками, туризмом, катанием на лыжах и скалолазанием, очень легко попасть под очарование окружающих красот. Но время от времени происходят и несчастные случаи, и маленький костерок, согревающий лагерь, может выйти из-под контроля и быстро превратиться в огромный лесной пожар.

В течение нескольких первых минут того небольшого отрезка времени, когда пожар только начинает разгораться и еще не превратился в бушующую стихию, достаточно лишь десяти литров воды или одного килограмма огнетушащего вещества, чтобы вернуть страшного джина обратно в бутылку.

Парк разведывательных беспилотных летательных аппаратов, оборудованных инфракрасными камерами, поможет обнаружить пожар на самых ранних стадиях возгорания и дать команду флоту пожарных дронов — затушить огонь еще до начала серьезного пожара.

БПЛА, специально предназначенные для тушения пожаров, теоретически могут устранить более 90% разрушительных огненных стихий, которые каждое лето становятся героями газетных полос. Конечно, как повлияет полное устранение лесных пожаров на лесную экосистему в долгосрочной перспективе — это отдельный вопрос, но данный пример хорошо иллюстрирует возможности применения технологии беспилотных аппаратов для борьбы с одной из крупнейших проблем человечества.

К сожалению, примеры применения беспилотной техники не всегда положительны. И рано или поздно нам придется решать, перевешивают ли преимущества «хороших» БПЛА недостатки «плохих» .

Технология беспилотных летательных аппаратов позволяет увеличить пределы влияния человека на сотни и даже тысячи километров. Дроны могут парить буквально над самой поверхностью земли, недосягаемые для традиционных радаров.

«Хороший» беспилотный аппарат, разносящий пиццу и посылки, может использоваться и в «плохих» целях, сбрасывая бомбы и доставляя наркотики или яд.

Тот самый беспилотный летательный аппарат, предназначенный для обнаружения лесных пожаров, может использоваться и для слежки за директорами корпораций, официальными лицами правительства или за деятельностью вооруженных сил.

Негативно настроенный человек, вооруженный мощью дрона, может сбить коммерческий самолет, зажечь пожар в здании, обрубить линии электропитания, устроить автомобильную аварию, отравить запасы воды или распылить вирусную инфекцию над толпой людей.

Известно, что сила, предназначенная для оборонительных целей, но попавшая в неправильные руки, может быстро превратиться в разрушительную.

Как в свое время распространение Интернета привело к увеличению активности создателей компьютерных вирусов, направленной на уничтожение чужих трудов, так и «хорошей» индустрии беспилотных устройств придется иметь дело с разнообразной разрушительной активностью людей с плохими намерениями.

Право хранить и использовать беспилотные устройства

Дает ли вторая поправка к Конституции США, гарантирующая нам «право на хранение и ношение оружия», также «право на хранение и использование беспилотных летательных устройств»?

Или же нам только дано право владеть огнестрельным оружием, способным уничтожать беспилотные аппараты?

Новый закон, недавно одобренный Конгрессом и подписанный Президентом США, стал первым большим шагом в этом направлении. Статья в NewYorkTimes подводит следующие итоги:

«Согласно новому закону, Федеральное авиационное управление США обязано разрешить силам полиции и службам оперативного реагирования использовать беспилотные летательные аппараты весом до 2-х килограмм, при условии, что аппараты соответствуют всем остальным требованиям и не будут подниматься на высоту более 122 метров. Также, в срок до 30 сентября 2015 года управление должно способствовать “безопасной интеграции” всех видов беспилотных летательных аппаратов в воздушное пространство Америки, включая пространство, используемое для коммерческих перелетов. Среди прочего, Федеральному авиационному управлению необходимо разработать план сертификации операторов и управления безопасностью воздушного пространства».

Это лишь первый из множества новых законодательных актов, направленных на создание безопасной и при этом открытой площадки для развивающейся индустрии беспилотных устройств.

А что же дальше?

Когда в 1973 году воздушный инженер Эйб Карем, известный как отец беспилотного летательного аппарата «Predator», создал свой первый беспилотник, он и понятия не имел, чем все это обернется.

Со временем летающие роботы будут признаны «контролируемой технологией» и работа с ними будет вестись по той же схеме, по которой мы сейчас работаем с контролируемыми веществами.

Появятся новые технологии лицензирования и регистрирования беспилотных аппаратов. Как и недавняя волна законодательных актов, касающихся контроля огнестрельного оружия, каждый «крупный инцидент с участием БПЛА» повлечет за собой новые нормы контроля беспилотников.

Открытым останется вопрос неприкосновенности частной жизни. Имея на вооружении технологии, позволяющие видеть сквозь стены зданий и четко различать объекты на дальнем расстоянии, индустрия беспилотных аппаратов будет постоянно балансировать на грани дозволенного. С юридической точки зрения этот вопрос до сих пор оставался размытым, и Федеральное авиационное управление США ограничивалось лишь предупреждениями, не прибегая к штрафам для нарушителей.

Заключительные мысли

Возможно, в грядущие месяцы вы наткнетесь на объявление приблизительно следующего содержания:

«Требуются: Операторы беспилотных летающих устройств на полную ставку для работы с нашим постоянно растущим парком беспилотных машин, предназначенных для наблюдения, доставки и передачи информации. Мы также ищем специалистов по ремонту, диспетчеров и продавцов беспилотной техники».

На данный момент индустрия беспилотных аппаратов США оценивается приблизительно в 5,9 миллиардов долларов, но в ближайшие годы ожидается ее стремительный рост.

Сама технология еще очень молода. Большую часть индустрии до сих пор представляют энтузиасты, создающие беспилотные аппараты своими руками.

В то же время существуют все условия для выхода на рынок крупных игроков. Скажем, если такие компании как Apple, Samsung или Google начнут продавать беспилотников в ценовой категории стоимостью до 1000 долларов, управляемых при помощи приложений для соответствующих смартфонов, у индустрии есть все шансы продать десятки миллионов единиц техники буквально за месяцы.

Так сколько процентов населения будет иметь свой персональный беспилотный летательный аппарат через 10 лет? Предполагаю, что цифра будет больше 90%. А вам как кажется?