Как и где летают: регулирующие правила и мероприятия

Создатель одного из первых в мире беспилотников Эйб Карем построил дрон у себя дома в Лос-Анджелесе в конце 70-х годов. Его дело начиналось там же, где и бизнес компаний Google, Apple, Amazon, Mattel, Hewlett-Packard: в гараже. Как это часто бывает с прогрессивными технологиями, первых беспилотников к рукам прибрали военные. Оттуда они логично перебрались в службы спасения, а теперь готовы влететь в мир бизнеса. Но прежде чем это случится в большом масштабе, должны быть решены некоторые важные проблемы.

Разрешите взлет!

В каждой стране действуют или разрабатываются свои правила, регулирующие полеты летающих объектов, и далеко не везде небо открыто для беспилотников. В США открытия доступа гражданским беспилотникам в воздушное пространство и коммерческое использование планируется не раньше 2015 года, а свод нормативов находится в стадии доработки. В Канаде любой гражданский беспилотник, несущий видеокамеру, автоматически приравнивается к устройству, угрожающему частной жизни, и требует жесткой сертификации. Без камеры робот может сойти за модель самолета для развлечения и не потребует разрешения.

В Великобритании использование летающих роботов требует разрешения. А для аэрофотосъемки необходимо еще и «разрешение на проведение авиационных работ». Согласно информации The Guardian, сейчас только 130 компаний имеют разрешение на полеты дронов в воздушном пространстве Великобритании. В Евросоюзе, где действует юрисдикция Европейского агентства авиационной безопасности (EASA), любой беспилотник требует сертификата. Он выдается каждый раз под каждый конкретный запрос; больше всего шансов на успех имеют запросы на полеты в безлюдных местах.

А вот в Мексике, где нет закрепленных правил по использованию БПЛА, изучение и мирное использование летающих роботов поощряется и даже вознаграждается, как в случае с молодым ученым и инженером Хорди Муньос, пионером в производстве беспилотных летательных аппаратов в Мексике. А самый удобный с точки зрения регулирования регион для коммерческого использования дронов — Австралия и Новая Зеландия. Там требуется лишь подтвержденная идентификация устройства как беспилотного аппарата.

$10 млрд за год задержки

Федеральное авиационное управление США (FAA) предполагает, что к 2020 году в небе над страной появится более чем 30 000 коммерческих БПЛА, используемых для различных целей. Исследование, опубликованное в марте Международной ассоциацией беспилотных систем (AUVSI), прогнозирует, что в 2015–2017 гг. эффект для экономики США может составить $13 млрд, а к 2025 году достигнет $82 млрд.

По данным исследования «Экономические последствия беспилотных авиационных систем интеграции в Соединенных Штатах», в течение первых трех лет эксплуатации роботов будет создано более 70 000 рабочих мест. У массового внедрения беспилотников есть существенный экономический эффект. По оценкам AUVSI, США теряет $10 млрд за каждый год задержки производства дронов.

Летать в больших стаях

Беспилотники могут использоваться в различных отраслях и для разных целей. Большое число разработчиков и предпринимателей ждут принятия нормативно-правовых документов, регламентирующих использование дронов. Найти пути безопасной интеграции аппаратов в воздушное пространство и решить попутно вопросы защищенности частной жизни непросто. Возникающие проблемы сложны тем, что в них увязаны вопросы законодательства со сложностями технического характера.

Ученые всегда поражались умению птиц летать слаженно в огромных стаях, не сталкиваясь друг с другом в воздухе, даже если их несколько тысяч. Аналогичная проблема теперь стоит и перед людьми. Им нужно обучить компьютерные устройства, управляемые заранее составленными программами, не сталкиваться друг с другом, оперативно реагировать на изменение ситуации, например, на внезапное появление динамических препятствий, вести себя адекватно в различных условиях окружающей среды. Попутно людям предстоит регламентировать этот комплекс новых знаний.

Еще один вопрос — безопасность частной жизни граждан. Некоторые компании заранее предлагают не рассчитывать исключительно на компетенцию государства в решении этих вопросов. Например, Domestic Drone Countermeasures работает над системой активного противодействия беспилотным самолетам. Система способна отличать дронов от птиц и предупреждать хозяина об угрозе несанкционированного видеонаблюдения.

Увидеть дронов в работе

В августе в Вашингтоне пройдет 4-дневное мероприятие AUVSI's Unmanned Systems 2013, которое ежегодно собирает крупнейших авторитетов отрасли для обсуждения и демонстрации достижений беспилотных систем и робототехники.

Конференция «Дроны и летающие роботы» (Drones & Aerial Robotics Conference 2013, DARC) состоится в октябре в Нью-Йорке. Основной акцент мероприятия — на гражданском применении беспилотных летательных аппаратов: в сельском хозяйстве, полиции, охране дикой природы, логистике. Можно будет увидеть летающих роботов в действии.

Еще одно событие, Unmanned Aerial Systems 2013, пройдет в сентябре в Лондоне. Организаторы позиционируют его как единую площадку для всех участников рынка беспилотников. Гостей ожидают семинары и авиашоу.

А начиная с 1991 года проводится международный конкурс летающих роботов International Aerial Robotics Competition, который призван стимулировать создание летающих роботов. Это ежегодное открытое соревнование, на каждом этапе которого организаторы конкурса придумывают миссию, которую на момент постановки задачи не может выполнить ни один из существующих гражданских или военных беспилотных летающих роботов. Даты проведения ближайшего мероприятия — 5–8 августа.

Организуемый компанией КРОК конкурс «Летающие роботы» — первый и пока единственный в России. Он ориентирован на разработчиков программного обеспечения для летательных аппаратов, студентов и аспирантов специализированных технических вузов, сотрудников конструкторских бюро и НИИ, любителей-энтузиастов. Комментирует Алексей Добровольский, директор по разработке ПО компании КРОК:

«Совсем скоро беспилотники станут неотъемлемой частью деятельности многих компаний и государственных организаций. Они могут обеспечивать видео- и тепловизионную, ультрафиолетовую съемку трубопроводов и силовых элементов высоковольтных линий, контроль за местами строительства, поддержку с воздуха спасательных операций, создание ортофотопланов, аэрофотосъемку мест ДТП или доставку средств первой помощи. Понимая актуальность этих вопросов, мы не только занимаемся развитием робототехники в КРОК, но и привлекаем внимание общественности к направлению и талантливым специалистам, способным генерировать идеи по совершенствованию программных и аппаратных платформ беспилотников. Изначально нам поступило более 500 заявок на участие в конкурсе, а это значит, что самое необходимое — кадры и мозги — для развития робототехники у нас в стране есть».