Получать лучшие публикации от редакции раз в неделю:

Виктор Приходько («Силовые машины»): Доля рацпредложений с экономическим эффектом составляет около 2%

За эти полгода работы «Фабрики идей» на предприятиях компании «Силовые машины» было принято около 300 рацпредложений, из которых 85 – реализовано
09 января, в 12:50

Виктор Приходько, руководитель проектов обучения дирекции по развитию бизнес-системы компании «Силовые машины», рассказывает о том, каких результатов можно добиться с помощью «Фабрики идей» – коммуникационного инструмента, позволяющего собирать и реализовывать рацпредложения рядовых работников. iBusiness.ru публикует фрагменты интервью с Виктором Приходько, размещенного на портале «Управление производством».

«Думаю, правильно рассматривать «Фабрику идей» не как проект, а как новый инструмент, функционирующий на постоянной основе и позволяющий каждому рабочему донести идею до руководства. Наличие подобных инструментов коммуникации в компании существенно влияет на ее развитие. Свои пожелания и предложения рабочие высказывали мастерам, но, сами понимаете, мастеру физически сложно запомнить и переработать все идеи, пожелания, предложения. Соответственно, такой инструмент, как «Фабрика идей», и призван дополнить систему коммуникаций в компании, сделать ее эффективнее.

«Фабрике идей» исполнилось полгода, за это время мы смогли донести до рабочих смысл и возможности этого инструмента. В тех подразделениях, где он функционирует три-четыре месяца, рабочие уже понимают, какие идеи они могут подавать. Понятно, мы не ждали каких-то особых идей сразу. Первые месяцы перед нами стояла задача научиться применять данный инструмент – объяснить людям, зачем в их цехе появился стенд с ящиком для предложений, как им пользоваться, заинтересовать их, показать возможности. Начиналось все с простейших предложений: добавить локальное боковое освещение, визуализировать направления на кнопках пульта управления передаточной телеги и так далее. На начальном этапе возникала путаница с другим инструментом коммуникаций – «доской решения проблем», но постепенно все встало на свои места. Суть «Фабрики идей» в том, что работник с ее помощью предлагает внедрить некоторое новшество, направленное на усовершенствование рабочего процесса или улучшение условий труда. Например, изготовить металлический шаблон для ускорения процесса разметки.

Мы ожидали, что через шесть месяцев «Фабрика идей» начнет давать более качественные предложения, и это произошло. Сначала важен был охват, надо было вовлечь как можно больше людей. Сейчас стенды «Фабрики идей» установлены в 20 цехах и комплексах, где идет развитие бизнес-системы. Совсем недавно проект начал действовать на пилотной площадке дирекции по закупкам. Есть предложения, требующие затрат, они проходят определенный этап проработки, расчета.

Чем дольше действует «Фабрика идей», тем больше появляется предложений, направленных на повышение эффективности процесса: снижение трудозатрат, повышение качества выполнения операции и так далее. Появились даже идеи, приносящие прибыль. Таким образом, «Фабрика идей» дает двойной эффект. Первое – это повышение вовлеченности рабочих и раскрытие их потенциала, а второе – экономический эффект. По практике «Северстали» доля предложений с экономическим эффектом составляет около 2%, наша компания это подтверждает. За эти полгода было принято около 300 предложений более чем от 200 рабочих, реализовано 85 предложений. На каждой площадке есть лидеры, мы их выявили, они регулярно подают предложения».

Доля рацпредложений с экономическим эффектом составляет около 2%

Улучшение условий труда – основное направление предложений

«Идеи предполагают облегчение труда, уменьшение нагрузки, упрощение процесса. Это, конечно, влияет и на качество. Много предлагается использовать шаблонов, чтобы исключить ошибку, человеческий фактор или ненужные перемещения там, где это возможно. Такие идеи позволяют снизить, а где-то и полностью исключить вероятность появления брака.

Изменилась и форма подачи. Раньше по стандарту заполнялся паспорт предложения, а сейчас мы уже получаем предложения, где к стандартной форме прикреплен, к примеру, перечень номенклатуры, которую предлагается закупить. То есть люди уже стали больше прорабатывать свои предложения».

О роли кураторов в работе «Фабрики идей»

«Роль его весьма велика. Допустим, мы разместили в цехе стенд и инструкцию, как заполнять бланк. Вероятность минимальна, что кто-то к нему подойдет сам и будет что-то писать. Или, допустим, куратор работает месяц и уходит в другой цех – подача идей с большой вероятностью прекратится. Задача куратора – поддерживать интерес рабочего к поиску все новых и новых идей, а возможно это в живом общении. Куратор задает вопросы, косвенно выясняет, побуждает рабочих задумываться. Этот процесс должен войти в привычку, но для этого нужно время. Часто можно было услышать и такое: «Это не наша обязанность». Куратор как раз и есть тот человек, который формирует новую культуру мышления. Он зачастую выступает в роли переводчика и посредника между рабочим и руководством цеха. Перед тем как предложение рассматривается на техсовете, он должен понять, что именно рабочий хочет сказать своим предложением, проработать его, оценить возможные риски, собрать дополнительную информацию. Куратор доносит суть предложения, общается с руководителями по направлениям, то есть это человек с развитыми коммуникациями, в некотором роде универсальный специалист, который должен иметь представление о производстве».

О развитии бизнес-системы в 2014 году

«В 2014 году бизнес-система охватит все производственные подразделения, завершатся мини-трансформации в дирекции по закупкам. Поэтому в каждом из этих подразделений будет действовать и «Фабрика идей» как корпоративный стандарт, а не как что-то новое. Чем дальше, тем больше появляется предложений, которые требуют времени на проработку. Сначала подавались простые предложения, их быстро принимали, да и на реализацию не требовалось много времени. А если предложения связаны с перепланировкой, с изменением техпроцесса, то времени на проработку, соответственно, уходит значительно больше».

Читать полный текст интервью на сайте www.up-pro.ru