Как правильно услышать глас народа

Ученые проанализировали более 20 тысяч краудсорсинговых проектов и нашли, что отличает самые успешные из них.

Сегодня все больше компаний и бизнесменов с инновационными идеями пытаются воспользоваться потенциалом краудфандинга. Подобных проектов так много, что каждый месяц  в нашей регулярной рубрике мы легко можем набрать полдюжины лучших начинаний в одной только России. Меньше внимания получает практика, которая пытается привлечь не деньги публики, а ее знания. Краудсорсинг — многовековая практика, которая получила четкое название лишь в 2005 году, когда идеи для решения тех или иных задач стали массово собираться в интернете. Однако как и в случае с краудфандингом, краудсорсинговые проекты очень часто оказываются провальными. Ученые из ESMT Berlin и INSEAD решили провести масштабное исследование, чтобы понять, что отделяет успешный краудсорсинговый проект от неудавшегося. Они поделились своими находками с Harvard Business Review.

В мире краудсорсинга есть множество громких историй успеха, которые сделали эту практику столь распространенной в современном мире. Так, Netflix в свое время удалось привлечь более 44 тысяч активных участников краудсорсинга, чтобы улучшить функцию рекомендаций на 10%. Starbucks в 2008 году запустил специальный краудсорсинговый сайт MyStarbucksIdea.com и с тех пор получил более 100 тысяч конструктивных предложений от клиентов со всего мира. Краудсорсинг помогал не только бизнесу, но и государству: в NASA, к примеру, совместно с 1 тысячей добровольцев разработали новую защиту от космических лучей для МКС.

Впрочем, были в истории краудсорсинга и не менее громкие провалы. Например, в 2012 году Партия Пиратов в Германии решила определить свою политическую платформу посредством краудсорсинга. Партия, которая показательно противопоставляла себя всем традиционным политическим силам в Германии, в том году успешно выступила на нескольких выборах в местный парламент. В крупном регионе Северный Рейн-Вестфалия партия набрала рекордные 7,8% голосов, а вот ее краудсорсинговый проект там потерпел сокрушительное поражение: на опрос партии о ее будущей платформе тут ответило лишь 20 человек.

В рамках исследования профессор стратегии в ESMT Berlin Линус Даландер и его коллеги проанализировали краудсорсинговые проекты более 20 тысяч организаций. Анализ этих данных выявил какие решения чаще всего сопутствовали успеху краудсорсинговых проектов, а какие наоборот приводили к провалу.

Во-первых, успешные краудсорсинговые проекты сами изначально предлагают респондентам идеи для обсуждения. Они не ждут пока люди сами придут к ним с решением всех проблем, а активно задают тему обсуждения, показывают участникам краудсорсинга примеры идей, в которых заинтересована организация, и даже дают им взглянуть на некоторые ранние разработки организации в этой области. Это помогает не только стимулировать дискуссию и задать ей правильное направление, но и формирует доверие между организацией и ее краудсорсинговыми помощниками. Организации, которые преуспели в краудсорсинге, также постоянно просили добровольных участников проекта оценить идеи, которые уже есть у организаторов, и предложить свои корректировки. 

Такая открытость, прозрачность и информационная насыщенность особенно важна на стартовых этапах краудсорсингового проекта. Эти качества позволяют достичь более здоровой и плодотворной коммуникации между всеми участниками проекта и удостовериться, что все они понимают, что именно ищет организация.

Во-вторых, организации, добившиеся успеха в краудсорсинге, четко давали участникам проекта понять, что их мнения и идеи крайне важны для организации, что их слышат и понимают. Такие организации получают не только значительно больше предложений, но и предложения более высокого качества, так как последующие участники краудсорсинга видят, за что удостоились похвалы и вознаграждения предыдущие волонтеры. Такой подход крайне важен для работы с новичками краудсорсинга, которые не уверены, будет ли их голос услышан среди массы других предложений.

Вместе эти две стратегии регулярно позволяли создавать наиболее благоприятный климат для успешного краудсорсингового проекта. Они сочетают в себе проактивный подход (компания первой делится своими идеями с участниками) и реактивный (компания внимательно рассматривает все предложения и реагирует на них). Исследование также выявило, что успешнее оказались те проекты, которые больше прислушивались к новым голосам среди краудсорсинговых волонтеров, а не к тем волонтерам, которые раньше уже помогали организации.

Евгений Смирнов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.