Получать лучшие публикации от редакции раз в неделю:

Джоэл Макауеэр (GreenBiz): Энергетика будущего от создателя автомобилей Tesla — Илона Маска

Известный американский эколог, предприниматель и журналист Джоэл Макауэр описывает энергетику будущего, над которой работает талантливый создатель электрокаров Tesla
11 марта, в 13:10

«У Илона Маска заслуженная репутация: он проектирует и создает вещи, которые быстро стартуют – ракеты, электромобили и… акции, дорожающие на глазах. Но наибольшее влияние его деятельность окажет, по всей видимости, не на скорость нашего передвижения из точки А в точку Б, а на такую неповоротливую отрасль как электроэнергетика.

Все компании Маска (транспортные Tesla Motors и SpaceX, производитель солнечной энергии SolarCity, а также проект высокоскоростной железной дороги Hyperloop) связаны одной идеей: наше энергопотребление архаично и неэффективно. С неподражаемым усердием и страстью он заново изобретает автомобили, космические корабли, а главное – сознательно или нет – создает инновационные и экологически чистые энергосистемы.

Илон Маск

О ключевом компоненте его новой энергетической системы было объявлено в конце февраля: где-то на западе США за $5 млрд будет построена так называемая гигафабрика площадью почти в 1 млн кв. м, где будут выпускаться литий-ионные аккумуляторы. Эти аккумуляторы обеспечивают энергией практически весь мир зарядных устройств, от мобильных телефонов до ноутбуков и, конечно, электромобилей.

В электромобиле Tesla Model S установлено около 7 000 стандартных аккумуляторов, что позволяет этой машине увеличить скорость с 0 км/ч до 100 км/ч быстрее, чем вы произнесете «Мы проектируем, производим и продаем высокоэффективные электромобили и передовые компоненты для них». Таким словами начинается проспект IPO компании.

До появления Tesla аккумуляторные технологии не были развиты настолько, чтобы дать потребителю электромобиль с привлекательными техническими параметрами. По этой причине традиционные автопроизводители в основном концентрировались на выпуске гибридных электромобилей, а не полностью электрических моделях.

Ячейки литий-ионных аккумуляторов, которые применяет Tesla, настолько усовершенствованы, что позволяют получить больше энергетической плотности (энергии на килограмм веса аккумулятора) и с меньшими затратами, чем у конкурентов.

Собираясь построить собственную фабрику аккумуляторов, Tesla продолжает делать то, что у нее получается лучше всего – изобретать более эффективные и менее дорогие версии уже существующих технологий. Новые аккумуляторы помогут Tesla запустить электромобиль третьего поколения – относительно доступную, массовую машину.

«Собираясь построить собственную фабрику аккумуляторов, Tesla продолжает делать то, что у нее получается лучше всего – изобретать более эффективные и менее дорогие версии уже существующих технологий»

Но будущая гигафабрика пригодится не только для этого. Оптимизируя цену и технические параметры аккумуляторов, Tesla готовится радикально изменить устоявшуюся бизнес-модель рынка электроэнергии.

В декабре Solar City, которой управляют кузены Маска – Линдон и Питер Райвы, объявила о запуске новой услуги DemandLogic: инсталляции литий-ионных аккумуляторов Tesla в дополнение к солнечным батареям. Вот что об этом писали в GreenBiz.com:

«Компании-клиенты подписывают 10-летний контракт, предполагающий ежемесячные платежи. Покупать аккумуляторы и солнечные батареи не нужно. Возможна установка комбинированных систем «солнечная панель + аккумулятор для хранения электричества» в жилых домах в Калифорнии, но это предложение пока ограничено и доступно не всем.

Аккумуляторы в этом проекте используются те же самые, что и в электромобилях Tesla, но они дополнительно снабжены электроникой, которая управляет хранением солнечной энергии, снабжением электричеством здания и подключениями к сети. Вся система удаленно управляется SolarCity».

Способность накапливать солнечную (и ветровую) энергию уже давно признана главным условием успеха возобновляемой энергетики. Аккумуляторы позволяют использовать эту энергию, когда солнце не светит, а ветер не дует. Объединение солнечной панели с мощным аккумулятором (плюс инновационная финансовая схема, которая не требует крупных капиталовложений) меняет правила игры на рынке электроэнергии для собственников жилой, коммерческой и промышленной недвижимости. В этом и заключается замысел SolarCity.

И речь идет не только об экономии денег и экологически ответственном поведении, хотя это и важно. Речь идет о стабильности. Электросети становятся все менее надежны (перебои в электроснабжении могут быть вызваны экстремальными погодными явлениями, реальными или виртуальными атаками на электростанции и сетевых операторов, нехваткой топлива), поэтому многим приходится задумываться о том, как поддерживать непрерывность бизнеса или без проблем хранить продукты в холодильнике. Не говоря уже об уличном освещении, банкоматах, интернете и так далее.

Для традиционных производителей электроэнергии это может стать началом конца их нынешней монопольной бизнес-модели. Согласно недавнему отчету инвестиционного подразделения Citibank «Энергетический дарвинизм – эволюция электроэнергетики», энергокомпании могут потерять примерно половину своего рынка из-за роста энергоэффективности и развития новых технологий «распределенной генерации» (солнечные, ветровые и другие новые технологии генерации электричества).

Энергокомпании могут потерять примерно половину своего рынка из-за роста энергоэффективности и развития новых технологий «распределенной генерации»

Традиционные крупные электростанции являлись жизненно важным элементом индустриальной экономики по всему миру, но сегодня рынок нуждается в новой, распределенной бизнес-модели. Такой как интернет. Энергетика должна быть динамичной экосистемой, в которой в любой момент пользователь может стать и потребителем, и производителем. Тем самым, открываются двери для нового поколения продуктов и услуг, в частности, арбитражных сделок, позволяющих определять цену и перенаправлять киловатты в реальном времени, обеспечивая спрос, существующий в электросети. (Представьте себе eBay для электричества).

Союз SolarCity и Tesla уже предлагает сервис, который традиционно оказывали лишь крупные энергокомпании. Как пишет Лори Гевара-Стоун из Института Роки-Маунтин:

«Возможности, которые открывает соединение солнечных батарей с мощными аккумуляторами, просто захватывают. Бесперебойное питание, способность переключаться на аккумуляторы в период пиковых нагрузок, снижение наценки за потребление света в пиковые часы».

Угрозу традиционным производителям электроэнергии никто не скрывают. «Наша бизнес-модель станет образцовой для энергокомпаний 21 века, – заявил в прошлом году СЕО SolarCity Линдон Райв журналу The Atlantic. – Вы будете по-прежнему подключены к общей электросети, но она станет вашим резервным источником энергии, а главными окажутся солнечная батарея и аккумулятор». Только представьте себе: угольная электростанция в качестве резервного источникам питания.

В этой гонке Tesla и SolarCity не одиноки. Литий-ионные аккумуляторы – лишь одна из множества многообещающих технологий хранения электроэнергии, в ряду которых сжатый воздух, сжиженный воздух, гидроаккумуляторы, супермаховики, сверхпроводимые магниты, расплавленная соль, подземный водород и так далее. Вокруг каждой из этих технологий сложилась своя индустрия со стартапами, инвесторами, пилотными проектами и потенциальными клиентами. И все они соперничают за право воспользоваться рыночным шансом, который полностью изменит наше отношение к энергии, к тому как мы ее покупаем и используем.

Литий-ионные аккумуляторы – лишь одна из множества многообещающих технологий хранения электроэнергии, таких как сжатый воздух, сжиженный воздух, гидроаккумуляторы, супермаховики, сверхпроводимые магниты, расплавленная соль, подземный водород и так далее

Однако только одному Маску удалось стать лидером в этом процессе. То ли из-за его сверхамбициозности, то ли из-за системности мышления, то ли из-за уникальной способности без конца привлекать деньги и внимание. Станут ли электромобили Tesla шагом к чему-то иному, также как забытый ныне первый Mac стал шагом к покорению Стивом Джобсом индустрии развлечений?

Очень даже может быть, что Roadster, Model S (или что там еще готовит для автомобилистов Tesla) станут машинами, которые доставят нас в новое энергетическое будущее».

Автор – Джоэл Макауэр (Joel Makower),председатель и исполнительный редактор GreenBiz Group Inc, со-основатель Clean Edge Inc., автор многих книг, в том числе «Стратегия для зеленой экономики», «Не только прибыль: Социальная ответственность на службе вашего бизнеса», «Е-Фактор», «Зеленый потребитель».

Читать оригинал публикации на английском языке