ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В РОССИИ: БАРЬЕРЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Крис Габорит (The Learning Factor): Как стать незаменимым на работе? Пять ключей к успеху

Как не бояться реструктуризации и быть уверенным в том, что волна сокращений обойдет вас стороной? Пять проверенных советов дает Крис Габорит, управляющий директор The Learning Factor
03 июня 2014, в 12:59

Существуют такие моменты, когда бизнес проходит через реструктуризацию. У одних компаний это происходит раз в несколько лет, у других — раз в год, а некоторые, как кажется, занимаются реструктуризацией вечно.

Вы когда-нибудь замечали, что некоторые люди стойки к реструктуризации? Когда они слышат это слово, их не бросает в дрожь. Они никогда не уходят. Их никогда не понижают в должности. Они важны для компании.

Это напоминает мне один анекдот. Простите, я работаю в тренинговой компании, поэтому без смешных историй не обойтись.

Корпорация приняла на работу несколько людоедов. «Вы теперь часть нашей команды, — сказал им менеджер по персоналу во время утреннего инструктажа. — Вам доступны все бонусы, которые получают наши сотрудники, вы можете спокойно питаться в кафе, но, пожалуйста, не ешьте коллег».

Людоеды пообещали, что не будут их есть.

Через несколько недель директор собрал людоедов и сказал им: «Вы работаете хорошо, я доволен вами. Но мы не можем найти секретаря. Не знаете ли вы, что с ней случилось?» Людоеды покачали головами.

Когда директор ушел, главный людоед сердито спросил остальных: «Какой идиот съел секретаря?» Один поднял руку. «Ты совсем дурак, — сказал ему главный. — Несколько недель мы ели менеджеров, и никто ничего не заметил. Но нет! Тебе понадобилось пойти и съесть кого-то важного!»

Вы важны для вашей компании? Будут ли коллеги тосковать по вам, если вы уйдете?

Когда большинство людей слышат страшное слово «реструктуризация», страх сковывает их разум и в голове застревает фраза «меня уволят». Как правило, это сопровождается нытьем: «Найду ли я другую работу? У меня ипотека и автокредит, мне нужны деньги, чтобы кормить семью».

Как убедиться в том, что мы для кого-то важны? Что мы должны сделать, чтобы стать лучше всех и остаться в компании? Как можно попасть в число людей, которые нужны?

Прежде чем написать этот пост, я поговорил с людьми, которых уважаю. Я задал эти вопросы нашим лучшим клиентам — топ-менеджерам, которые работают в глобальных компаниях. Эти люди подкрепляли слова действиями и оставались незыблемыми, когда речь шла о реструктуризации.

Вот пять ключей к успеху, которые помогут вам стать незаменимыми на рынке труда.

1. Настройте себя на то, что изменения дают новые возможности

В китайском языке запечатлена древняя мудрость. Иероглиф, обозначающий кризис, состоит из двух отдельных символов: первый означает опасность, а второй — возможность. Верное толкование звучит так: кризис — это опасная возможность. Столкнувшись с кризисом, необходимо распознать и опасность, и возможность. Зачастую опасности очевидны, а возможности скрыты. Ищите не только опасности, но и возможности. Кризис дает потенциал для обоих направлений.

Изучая сотни известных людей — политиков, спортсменов, бизнесменов и духовных лидеров, я обнаружил, что кризис в той или иной степени приходит ко всем. Тот, кто поднимается в разгар кризиса и рассматривает его как возможность измениться и расти, становится значимее и сильнее. Он достигает таких высот, которых никогда бы не достиг в другой ситуации. Об этом очень точно сказал Уолт Дисней: «Возможно, вы и не сообразите, когда это произойдет, но хороший тычок в зубы может оказаться именно тем, что надо».

Порой именно кризис дает возможность высоко подняться

Порой именно кризис дает возможность высоко подняться. Если изменения неизбежны, настройтесь на то, что они дадут новые возможности, фокусируйтесь на этих возможностях и поддерживайте хороший настрой.

2. Не зацикливайтесь на очередной должности — сфокусируйтесь на новых навыках

Я думаю, большинство людей уверены, что их компания сейчас не настолько лояльна к ним, как это было несколько лет назад. Вы помните время, когда компания вела вас по жизни? Вы могли спокойно пойти на встречу с менеджером, чтобы он объяснил вам, куда надо двигаться и когда вы там окажетесь.

Сейчас вы менеджер и вам приходится самому планировать собственный карьерный путь к работе мечты. Поэтому важно, чтобы вы сфокусировались не на занимаемой должности, а на тех навыках и умениях, которые она вам дает.

Я бы сказал, что название должности нужно заработать. Другими словами, если вы хотите стать CIO, вам нужно освоить навыки, которые нужны CIO. Вам нужно выучиться на ИТ-директора, вы должны начать одеваться как ИТ-директор, говорить как ИТ-директор. И в один прекрасный день, когда у вас будет достаточно опыта, кто-нибудь скажет: «Мне кажется, из Джессики получится отличный ИТ-директор».

3. Постройте отношения с ключевыми людьми, которые принимают решения

Важно не только то, что вы знаете, но и с кем вы знакомы. Я видел людей, которые стремглав пробегали по карьерной лестнице вверх, потому что были тесно знакомы с ключевыми фигурами в компании.

Подумайте о тренерах по футболу: они создают свою команду и годами работают с ней. Что делает тренер, когда его переманивают в другой клуб на должность главного тренера? Он старается взять с собой ключевых игроков. И вся команда потянется за уходящим лидером. Некоторые тренеры и ключевые игроки идут бок о бок в течение всей «игровой жизни».

Почему? Потому что так же, как игроки считают, что тренер помог им добиться успеха, тренер думает, что его успеху способствовали спортсмены. Вместе они сила. Сэру Эдмунду Хиллари понадобился Тенцинг Норгей, чтобы покорить Эверест. Нам всем нужно найти своего внутреннего тренера, с которым мы сможем работать и который поможет нам покорить свой Эверест.

4. Продемонстрируйте способность делать штучные вещи

Как вы выстраиваете ключевые отношения? Вы делаете это в процессе работы над проектами вместе с ключевыми фигурами, признавая их умения и облекая их в хорошую форму.

Однажды один топ-менеджер сказал мне: «На протяжении нескольких лет у меня была возможность работать для нескольких великих «небожителей». Возможно, я был не лучшим в плане генерации идей. Но во многих ситуациях я смог принять «зерно» их идеи, чуть подкормить его и тем самым помочь ему прорасти, превратить в большой проект и затем фактически реализовать его».

В проектах есть два ключевых элемента: передний и задний план, люди и задачи, маркетинг и действия, ораторы и исполнители. Если ключевая фигура (участник проекта, ключевой партнер) — оратор, то вы должны стать исполнителем. Если вы станете ключевым исполнителем для ключевого игрока, это обеспечит вам максимально быстрый рост. Вы будете нужны лидеру для того, чтобы вместе делать проекты успешными.

5. Относитесь ко всем с неподдельным уважением

Это касается не только управления, но также общения с коллегами, членами команды или продавцами. Вы никогда не знаете, с кем придется работать через несколько дней. Поэтому относитесь ко всем так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам. Сохраняйте конфиденциальность, если кто-то хочет посоветоваться с вами по конфиденциальному вопросу. Как однажды мне сказал топ-менеджер глобальной ИТ-компании: «Я верю в создание хорошей кармы вместе с теми, с кем вы взаимодействуете».

Наряду с другими вещами, о которых я уже говорил, принцип уважения сослужит вам хорошую службу в отношении тех, кто принимает решения, и принесет вам сторонников и союзников. Когда в компании наступит переломный момент и ключевые фигуры будут решать, кого сократить, вы не попадете в этот список, если заранее выстроите правильные отношения с коллегами и продемонстрируете способность качественно делать свою работу.

Автор — Крис Габорит (Chris Gaborit), управляющий директор и соучредитель The Learning Factor.

Оригинал публикации на английском языке