Кино для своих

Как работает государственная поддержка российского кинематографа.

Государственный фонд кино (ГФК) в этом году распределит между российскими кинопродюсерами 2,8 миллиарда рублей «безвозмездных» денег, в то время как в прошлых годах значительная часть субсидий все-таки выдавалась с возвратом. Ibusiness решил разобраться с тем, как устроена государственная программа поддержки кино и какие результаты она приносит.

Текущая система распределения субсидий была сформирована в 2010 году. Финансовый кризис 2008-2009 года побудил правительство заняться переосмыслением программы поддержки киностудий, и в 2009 году финансирование не получил ни один фильм. В 2010 году чиновники решили уйти от тендерной системы к полуручному распределению субсидий.

Здесь и далее — трейлеры некоторых фильмов с государственной поддержкой, вышедших в 2015 году. «Парень с нашего кладбища» собрал 16,6 миллионов рублей при бюджете в 50 миллионов. 

На сегодняшний день государственное финансирование киностудий происходит главным образом по двум направлениям: Фонд кино выдает средства на блокбастеры, а Министерство культуры занимается менее кассовыми фильмами.

К 2014 году Фонд кино отчитался о том, что в прокат вышел 121 фильм, получивший от него государственные средства. Больше всего денег фонд выделил в 2012 году (около 3,8 миллиарда рублей на 117 проектов). Вскоре после этого в правительстве посчитали, что организация неэффективно распределяет средства, и постов было лишено почти все руководство Фонда кино во главе с Сергеем Толстиковым. Меньше всего фонд потратил в 2010 году — 2,8 миллиарда, столько же планируется выделить в 2016.

«Призрак» собрал 383 миллиона рублей при бюджете в 150 миллионов.

Принципы распределения

Каждый год средства распределяются между двумя категориями киностудий — так называемыми «лидерами» и «иными» (в терминологии ГФК). Киностудии-лидеры получают средства в рамках приоритетной защиты проектов, в то время как оставшиеся субсидии распределяются на основе открытого конкурса. Список киностудий-лидеров был сформулирован в 2010 году, и с тех пор радикально не менялся:

  • СТВ (Сергей Сельянов);

  • «Дирекция кино» (Анатолий Максимов);

  • «Тритэ» (Никита Михалков);

  • ЦПШ («Газпроммедиа»);

  • Art Pictures (Федор Бондарчук и Дмитрий Рудовский);

  • «Базелевс» (Тимур Бекмамбетов, иногда фигурирует в СМИ под названием юридического лица — ООО «ТаББак»);

  • «Рекун» (Валерий Тодоровский).

  • «Профит» (Игорь Толстунов);

«Крепость: щитом и мечом» собрал 76,5 миллиона рублей при бюджете в 267 миллионов.

В основу списка было положено исследование компании Movie Research, специалисты которой анализировали деятельность киностудий за последние 10 лет. По этой причине в 2010 году в списке оказались «Тритэ» и Art Pictures, хотя по данным «Коммерсантъ» их последние проекты были убыточными.

А вот как выглядит список лидеров в 2016 году:

  • СТВ;

  • «Дирекция кино»;

  • «Тритэ»;

  • ЦПШ;

  • Art Pictures;

  • «Базелевс»;

  • «Нон-стоп продакшн» (Александр Роднянский и Сергей Мелькумов);

  • Enjoy Movies (Сарик Андреасян, Гевонд Андреасян и Георгий Малков).

Сейчас при составлении рейтинга учитываются данные о деятельности за последние пять лет, отмечают «Ведомости».

«Ёлки лохматые» собрал 142,2 миллионов рублей при бюджете в 140,5.

В прошлом году список лидеров выглядел точно так же — восемь перечисленных студий получили 1,9 миллиарда рублей на 23 проекта. Оставшиеся средства были распределены между 34 проектами «иных» кинокомпаний (то есть не входящих в список компаний-лидеров).

Результаты деятельности

Рассчитать эффективность от субсидий ГФК — нетривиальная задача хотя бы потому, что фонд редко раскрывает вложения в конкретный фильм. Из отчета 2014 года следует, что если взять все финасируемые картины каждой студии-лидера, то средняя доля средств фонда в бюджете этих картин будет составлять 30-45%. Кроме того, один и тот же фильм может получать финансирование больше одного года подряд.

«Духless 2» собрал 490 миллионов рублей при бюджете в 140 миллионов.

В самом ГФК тоже любят говорить о том, что эффективность их субсидий нельзя напрямую оценить. Так, например, на эту тему высказывался предыдущий глава фонда, Сергей Толстиков:

«Мы не покупаем – мы помогаем. У нас фонд поддержки кино, а не фонд покупки, не агентство недвижимости, которое приобретает квартиру или землю. Естественно, мы должны эффективно использовать эти средства, но процесс сформулирован не как «покупка-продажа», а как необходимость компенсировать определенную недоразвитость ряда элементов инфраструктуры в стране».

«Воин» собрал 208 миллионов рублей при бюджете в 115 миллионов.

А вот так объясняет ситуацию нынешний директор ГФК, Антон Малышев, ссылающийся на то, что цикл производства фильмов не соотносится с графиком выдачи субсидий:

«...оценивать эффективность год к году невозможно. Поскольку это ежегодное соглашение, остались показатели эффективности, которые можно посчитать. Это, в частности, количество поддержанных картин в производстве и прокате».

«Батальонъ» собрал 625 миллионов рублей при бюджете в 702 миллиона рублей.

Ключевой цифрой, используемой при оценке деятельности ГФК, является доля отечественных фильмов в общей «кассе» по итогам каждого года. Всего в 2015 году в прокат вышло 302 фильма. 123 из них — российского производства (полностью или частично). 42 были поддержаны ГФК. По данным «Бюллетеня кинопрокатчика» в 2015 году доля кассовых сборов российских фильмов составила 16,6%, что на 0,4% меньше, чем в 2014 году. В феврале 2016 года министр культуры Владимир Мединский заявил, что последние три года доля билетов, проданных на сеансы российских фильмов, составляет 17% и почти не меняется.