Страна ПК, симуляторов и игр про Вторую мировую войну

Почему в России так популярны игры «про танки».

Сегодня стало известно сразу о двух эпизодах в давнем противостоянии крупнейших разработчиков военных симуляторов — Wargaming (World of Tanks) и Mail.ru Group (Armored Warfare). С одной стороны, разработчики Armored Warfare получили запрос из ФАС с требованием объяснить упоминание Великой отечественной войны в рекламе игры. В MRG утверждают, что знают, «кем инспирирован запрос ФАС». С другой стороны — в сегодняшнем выпуске газеты «Коммерсантъ» Mail.ru выкупила целую рекламную полосу для того, чтобы высмеять игру конкурентов. Ibusiness решил разобраться в том, почему именно «танки» стали самым желанным куском российского рынка видеоигр.

Выручка российского рынка видеоигр превышает 1,5 миллиарда долларов

По данным исследовательской компании Newzoo российский рынок видеоигр в 2015 году стал 12-м по выручке в мире. По состоянию на октябрь 2015 года годовой объем достиг 1,2 миллиарда долларов — это без учета продаж игровых устройств, B2B-услуг и доходов онлайн-казино. По предварительной оценке J'son & Partners к концу года российский рынок должен был достигнуть отметки в 1,76 миллиарда долларов. В 2016 году по мнению аналитиков рост составит 16% (до 1,89 миллиарда долларов).

В России 59,5 миллиона геймеров

Тратят деньги при этом 52% российских игроков. Таким образом, на продажи игр, подписок на онлайн-игры и внутриигровых товаров по данным РАЭК приходится около 80% рынка цифрового контента в России.

В России не слишком популярны консоли

К примеру, к концу 2014 года Sony продала в России лишь пять миллионов устройств под брендом PlayStation — включая три миллиона домашних консолей всех поколений и два миллиона мобильных устройств, вроде PSP и Vita. Причем PSP, вышедший в 2005 году, по словам представителей компании оказался самой успешной консолью в России в принципе. В США, для сравнения, в 2015 году насчитывалось 92,5 миллиона консольных геймеров и 101,9 миллиона ПК-игроков, причем 72,7 миллиона играли на обеих платформах.

В марте 2014 года издание «Канобу» составило рейтинг игр, принесших больше всего выручки в России и СНГ в 2013 году. GTA V оказалась единственной консольной игрой в топ-20 — ее выручка составила 17,5 миллиона долларов. Это вполне соответствовало мировым тенденциям — ведь за первые три дня игра от Rockstar принесла более миллиарда долларов, что позволило ее создателям заявить, что GTA V — самый успешный релиз в истории не только игр, но и фильмов и других форм развлечения.

Однако в отечественных реалиях результат GTA V оказался вполне сравним, например, с игрой «Тюряга», которая в 2013 году заработала на пользователях социальных сетей 15 миллионов долларов. Лидером рейтинга «Канобу» стала World of Tanks, принесшая создателям 312 миллионов долларов.

98% российских геймеров играют на ПК

К такому выводу Newzoo пришла в отчете за 2013 год. Однако россияне также занимают достаточно заметные позиции на рынке мобильных игр — например, Россия в отчете занимала седьмое место по выручке в играх для iPad, 11-е место в играх для iPhone и 10-е место на устройствах под управлением Android.

Любовь ко Второй мировой войне в играх является традиционной особенностью российского рынка

Вот как объяснял в 2013 году этот тренд продюсер Snowbird Game Studios Александр Суслов:

«Вторая наша особенность — травма Великой Отечественной. <...> Что в итоге? Зацикленность на этой теме. Процент отечественных проектов о ней огромен — едва ли не каждый третий. <...> Не пора ли уже сказать «горшочек, не вари»? Так ведь нет ещё отдельной игры про 4-ю Харьковскую операцию! При этом о гораздо более актуальном Афгане их всего три с половиной. О Чечне вспоминали, кажется, однажды — в «АЛЬФА: антитеррор». Гражданская война наших разработчиков не интересует вовсе. Вторая мировая — вот главный русский сеттинг».

Любовь к реалистичным симуляторам (и в принципе к реализму в играх) по словам Суслова также является отличительной чертой российского игрока:

«Нам надо, чтобы игрок вручную управлял каждым щупальцем, чтобы его движение задавалось через отдельное меню, и там было бы три кнопки: «б-стр», «захват с уд.» и «туд.-с.», что означало бы «быстро», «захват с удержанием» и «туда-сюда».

<...>

Наши интерфейсы обычно похожи на приборную панель Ту-154, а геймплей медлителен и жесток, то есть не прощает ошибок даже на «Easy». Причина в том, что к комфорту мы не привыкли и относимся к нему с подозрением».

Подтверждал эти слова и основатель Wargaming Виктор Кислый в интервью газете «Ведомости»:

«Мы все понимаем, что в ДНК русского человека танк "зашит" (смеется) и ничего с этим не сделаешь. Жители бывшего Советского Союза много играют в танки и меньше делать этого не стали».

В играх Wargaming зарегистрировано более 100 миллионов человек

В августе 2014 года такая цифра прозвучала в пресс-релизе самой компании — речь идет о всей серии: World of Tanks, World of Warplanes и World of Warships, причем как на ПК, так и на консолях и мобильных устройствах. В июле 2015 года Кислый говорил, что половина аудитории игры по-прежнему приходится на Россию и страны СНГ. По оценке Bloomberg, выручка Wargaming по итогам 2015 года могла составить около 590 миллионов долларов, а стоимость компании оценивается в 1,5 миллиарда долларов. Личное состояние Виктора Кислого издание оценило в один миллиард долларов.

Аудитория Armored Warfare значительно меньше — в марте 2016 года, по данным газеты «Коммерсантъ», она составляла пять миллионов человек. Суммарная выручка Mail.ru Group за 2015 год достигает 8,95 миллиарда рублей (около четверти от всей выручки холдинга), но неизвестно, какую долю этих средств приносит AW.

Еще у одного популярного военного симулятора — War Thunder — более восьми миллионов игроков по данным разработчика, российской компании Gaijin Entertainment.