КРОК – Антикризисные решения
Публикация читателя iBusiness.ru

Каким образом управленческий учет содействует принятию стратегических решений: схема

06 мая, в 17:06

Специалисты управленческого учета могут оказывать влияние на принятие стратегических решений и даже участвовать в выработке бизнес-стратегии компаний. Они обладают необходимыми для этого навыками и знаниями. (См.статью про партнерство в бизнесе).

В начале 2015 года университетом Ноттингем Трент при поддержке профессиональной ассоциации специалистов по управленческому учету CIMA был опрошен ряд практикующих специалистов учета в рамках исследования* вклада управленческого учета в процесс принятия стратегических решений. Участники исследования не высказывали мысли о том, что специалисты учета напрямую участвуют в разработке или инициации стратегии, однако был сделан акцент на работу с высшим руководством компании для содействия в анализе данных, формулировании стратегии, а также для мониторинга и оценки ее реализации.

Ниже представлена схема, каким образом и в каких областях управленческий учет содействует принятию стратегических решений, согласно данным проведенного исследования.

Основные области, в которых управленческий учет содействует принятию стратегических решений, — это сбор и анализ информации (обычно в контексте оценки текущих показателей), выработка стратегии, а также этап мониторинга и оценки (см. рис.). Как правило, содействие оказывается посредством оценки эффективности, пересмотра прогнозов и оценки капиталовложений.

Сфера, в которой вклад управленческого учета наиболее заметен, — это оценка верности стратегического решения. Речь идет лишь о предоставлении данных, подтверждающих жизнеспособность принимаемого решения, а не о выборе самого решения. Как правило, в процессе принятия стратегических решений учитывается множество факторов, таких как ценообразование, развитие бизнеса/рынка, разработка новых продуктов, а также слияния и поглощения (см. рис.).

Специалисты учета используют целый спектр различных инструментов. Такие простые инструменты, как маржинальный анализ, анализ отклонений и отчетность по отклонениям, рассматривались участниками исследования как самые ценные с точки зрения интерпретации результатов мониторинга и с точки зрения оценки стратегии, что, в свою очередь, помогает увидеть необходимость предпринять определенные стратегические шаги. Среди наиболее часто используемых методов оказались бенчмаркинг, анализ рентабельности клиентов, а также оценка капиталовложений. Степень использования этих методов в первую очередь определялась доступом к необходимой информации и ресурсам. При этом самые базовые методы оценивались участниками и как самые результативные.

_____________________________________

* Отчет по итогам исследования «Management Accounting in Support of the Strategic Management Process» опубликован в марте2015 года.