Металл снова в моде

Производство электромобилей и солнечных батарей впервые за много лет позволило горнодобывающей отрасли получить значительные прибыли. Дальше у нее все будет только лучше.

Человечество сегодня все дальше отходит от топлива, которое нужно добывать из-под земли. По мере того, как электрические авто и солнечные панели становятся все популярнее, “грязные” виды топлива, добываемые из недр земли, все больше теряют доли рынка и отходят на второй план. По иронии этот тренд помог найти второе дыхание компаниям, которые тоже добывают свой товар из-под земли. Миру, который использует все больше электрических машин и солнечных батарей нужно много металлов и редких минералов, и компании, которые продают кобальт, никель, литий, графит и медь, благодаря этому преодолели затяжную полосу разочаровывающих прибылей и медленного затухания. The Economist рассказывает, как горе одних землекопов стало ренессансом для других.

Темные времена для горнодобывающих компаний начались после того как инвесторы значительно переоценили их в начале 2000-х годов. Бизнесмены тогда вложили в горную добычу почти $1 триллион, рассчитывая на бум продаж благодаря росту производства в Китае. Китай действительно начал сверхцикл производства, но прибыль горнодобывающих компаний от него оказалась далеко не такой большой, как ожидалось. В последние четыре года компании этой области переживали экономический спад, который аналитики Sanford C. Bernstein сравнивали с Великой депрессией. Только за 2014-2015 годы четыре крупнейших британские добытчика (BHP Billiton, Rio Tinto, Glencore и Anglo American) потеряли почти $20 миллиардов основных доходов в связи с падением цен на их товары.

Именно поэтому аналитики быль столь приятно удивлены тем, как стремительно горнодобывающие компании стали на путь восстановления в 2016 году. Стоимость акций компаний этой области, и в особенности одного из крупнейших в мире поставщиков меди и кобальта Glencore, начали стабильно расти. Четырём лидерам области удалось не просто избежать убытков, а даже отчитаться о прибылях по итогам года. Компаниям также удалось выплатить $25 миллиардов долгов в прошлом году, а BHP и Rio принесли неожиданно щедрые дивиденды уже было совсем отчаявшимся акционерам. Босс Glencore Айван Глазенберг даже заявил в конце года, что компания находится в лучшем финансовом положении за последние 30 лет. “Сколько всего может измениться всего за один год!” - удивился Глазенберг. 

Самые оптимистичные из компаний полагают, что бум на металлы и минералы, вызванный производством батарей и электромобилей, может даже превысить запросы, созданные в свое время сверхциклом Китая. Впрочем, Китай, как и следовало ожидать, по-прежнему остается одним из главных покупателей кобальта, лития и меди, так как страна лидирует по производству электромобилей. Горнодобывающая компания BHP рассчитывает, что 2017 год станет “настоящим началом революции электромобилей”, и новые прогнозы экспертов в этой области поддерживают этот оптимизм. Поддерживают его и цены на “ингредиенты” батарей и аккумуляторов, которые резко взлетели вверх в последние несколько месяцев.

Оптимизм BHP основывается не только на эмоциях, но и на пристальном исследовании потребностей рынка электромобилей. Компания подсчитала, что средний электромобиль будет содержать 80 килограмм меди — в четыре раза больше, чем обычная машина. В BPH прогнозируют, что к 2035 году в мире будет функционировать около 140 миллионов электромобилей, а следовательно спрос на медь к этой же дате вырастет более чем на 30%. Аналитики Sanford C. Bernstein идут еще дальше в своих оптимистических прогнозах как относительно производства электромобилей, так и относительно добычи меди. Эксперты компании считают, что подавляющее большинство новых машин к 2035 году будут электромобилями, а соответственно добычу меди можно будет увеличить вдвое.

Загвоздка для горнодобывающей индустрии заключается в том, что увеличить производство меди и других металлов и минералов — затратное и долгое дело, а после китайского казуса предыдущих лет инвесторы в области не решаются делать большие ставки. По подсчётам экспертов, от нахождения новых месторождений меди до производства металла в необходимом масштабе уходит около 30 лет. Многие из крупнейших современных мест добычи были открыты еще в 1920-х годах. Еще больше новых месторождений, о которых знают корпорации, находится в труднодосягаемых местностях, в разработку которых компании не будут вкладываться без веских оснований. Через год или два при нынешних возможностях горнодобывающая область перестанет справляться со спросом на медь, но компании ничего не будут делать по этому поводу пока у них не будет однозначных доказательств того, что рост спроса и цен в ближайшие десятилетия будет стабильным и постоянным.