«Индустрия финансовых услуг готовится к удару «большого взрыва»перемен, который уже поразил музыкальную индустрию, журналистику, издательский бизнес, туризм и розничную торговлю.
Традиционно большую часть своего времени финансовые консультанты тратят на ежеквартальные встречи с клиентами, подготовку финансовых планов и вдумчивых, очень индивидуальных инвестиционных советов. Эти встречи обычно проводятся лично, в крайней случае консультации оказываются по телефону. Однако в Кремниевой долине появилась масса стартапов, которые уверены, что мощные алгоритмы и удобные интерфейсы вскоре сделают это персональное общение ненужным.
Мы вступаем в эру роботов-консультантов. В значительной степени этот тренд является заслугой поколения Y (поколение Миллениума). Это первое поколение, выросшее в цифровую эпоху, поэтому они, очевидно, будут главными потребителями полностью цифрового финансового сервиса.
Как показывают исследования, поколение Y не доверяет, не ценит и не любит финансовую индустрию и ее традиционные услуги. В течение трех лет Scratch, консалтинговое подразделение Viacom, проводило опрос тысяч представителей этого поколения и выяснило, что более половины опрошенных не способны отличить одно финансовое учреждение от другого. 33% уверены, что в ближайшие 5 лет они не будут обращаться в банки вообще.
Пока что тот факт, что поколение Y предпочитает получать финансовые услуги у роботов, а не людей, не представляет угрозу финансовой отрасли, но она появится, как только это поколение повзрослеет и займется инвестициями. Они обречены стать крупнейшим поколением инвесторов в истории и будут нуждаться в финансовых партнерах, которые разделяют их взгляды — прозрачность, инновационность и неограниченный доступ.
Сейчас новое поколение все еще находится в начальной стадии приобретения богатства. Они демонстрируют более консервативный подход к инвестициям, а также склонность к самостоятельному управлению своим финансовым будущим, которая не была выражено так сильно ни у одного предыдущего поколения.
Но со временем их финансовое положение начнется усложняться — покупка дома, появление семьи, создание бизнеса, продажа бизнеса. Их потребности в финансовом совете очень быстро начнут превосходить те возможности, которые способны предложить компьютерные технологии.
Да, в нашей отрасли перемены, но я не верю, что они приведут к исчезновению спроса на финансовых консультантов – живых людей, способных дать дельный совет. Скорее всего, эти перемены приведут к исчезновению посредственностей из отрасли – тех, кто не обладает необходимыми знаниями, а лишь хорошо чешет языком. Как только эти позеры уйдут, спрос на услуги опытных консультантов только вырастет, также как и их доход.
Опытные финансовые советники помогут создавать дополнительную стоимость для клиента, также как это происходит и в других отраслях сферы услуг, где хорошие профессионалы всегда пользуются спросом.
Одно из ключевых качеств хорошего финансового советника – способность слушать, понимать опасения инвестора, видеть скрытые эмоции, которые мотивируют его финансовые решения. Этот навык – главное, что придает ценность отношениям советник-инвестор.
Как однажды заметил Уильям Гибсон, «Будущее уже здесь, просто оно неравномерно распределено».
Будущим финансовых услуг станет комбинация лучшего из двух миров: простота и удобство новых технологий соединиться с опытом и мудростью, получаемыми при живом общении».
Автор – Эллиот Вайсблут (Elliot S. Weissbluth), СЕО финансового консультанта HighTower
Комментарии
*