Джефф Хейден (Inc.com): Резюме никогда не принесет вам работу мечты

Вы не можете найти работу, рассылая резюме? Неудивительно. Попробуйте сделать восемь простых шагов, которые гораздо эффективнее стереотипного подхода к трудоустройству
20 мая 2014, в 09:22

Вы отправили резюме. Прекрасно составленное. С положительными рекомендациями.

Вы ждете. Еще ждете. А потом работу получает кто-то другой.

Почему? Скорее всего, вы не особенно старались ее получить.

В процессе поиска работы есть многое, что от вас никак не зависит. Бюрократическая система рассмотрения резюме; неуклюжие автоматические фильтры, которые ищут ключевые слова, а не талантливых людей; ленивые сотрудники отдела кадров, которые ограничиваются формальными требованиями и смутно понимают суть вашей профессии; наконец, порочная привычка многих менеджеров вообще не отвечать на обращения кандидатов, чьи резюме были отвергнуты.

Но есть одна вещь, целиком находящаяся в вашей власти: количество усилий, которые вы приложили, чтобы получить работу.

Если вы испытываете трудности с поиском работы, не надо жаловаться. Не надо винить других. Конечно, вы столкнулись с дурацкой системой — ну так примите это как непреложный факт и подумайте, как эту систему можно победить. Начните делать то, что другие кандидаты, скорее всего, делать не будут. Это поможет вам выделиться из массы. Поможет вам получить именно ту работу, которую вы хотите.

Попробуйте следующее:

1. Выберите компанию, в которой вы хотите работать.

Очевидный шаг, да? Не совсем. Многие действуют иначе — рассылают свои резюме по максимально возможному количеству адресов.

Традиция массовой рассылки резюме приводит к тому, что менеджеры вынуждены просеивать десятки потенциальных кандидатов. И это большая удача, если менеджер заметит именно ваше резюме в бесконечной стопке. Чтобы компания поняла, что вы именно тот человек, который ей нужен, вам надо приложить усилия.

Вместо того чтобы рассылать свое резюме всем подряд, подумайте, в какой компании вы бы совершенно точно хотели работать, а затем…

2. Узнайте эту компанию по-настоящему.

Представьте, что я ищу сотрудника. Вы приходите ко мне и говорите: «Я бы очень хотел с вами работать». На самом деле я слышу совсем другое: «Я бы очень хотел, чтобы вы платили мне зарплату».

Вы не в состоянии понять, действительно ли вы хотите работать на меня или нет, до тех пор, пока не узнаете о моей компании все досконально. В этом собственно и заключается разница — просто хотеть получить работу у меня или хотеть играть какую-то определенную роль в моем бизнесе.

Поговорите с друзьями, родственниками, клиентами, поставщиками… с любыми людьми, которых вы можете найти. Поищите менеджеров и сотрудников компании в социальных сетях. Если вы узнаете людей, которые работают в компании, вы узнаете и саму компанию. Узнавайте столько, сколько сможете.

Затем оцените полученную информацию и…

3. Определите, что вы можете сделать для этой компании.

Многие предприниматели расценивают тренинги как зло. Тренинги пожирают время, деньги, силы — все то, чего нам всем всегда так не хватает. Идеальный новый сотрудник должен уметь делать все сразу, ну или почти все.

Хотя вы не обязаны сразу уметь делать абсолютно все, что требуется на новой работе, компания будет весьма рада обнаружить, что вы способны сразу же приносить какую-то пользу. Ведь принятие на работу сотрудника — это инвестиция, которая должна приносить доход. И чем скорее, тем лучше.

Определите одно или два ключевых направления, в которых вы сможете приносить пользу компании с первого же дня. И затем…

4. Не просто расскажите об этом. Покажите!

Наглядно продемонстрируйте то, что вы можете предложить компании. Если вы программист, придумайте новое приложение. Если вы хотите работать в продажах, напишите план охвата новых рынков, клиентской базы, объясните, как вы будете использовать новые маркетинговые стратегии, которые компания пока что не применяет.

Подобная демонстрация — ваш шанс доказать, что вы хорошо изучили компанию и знаете, чем можете быть ей полезны. Ваша инициатива произведет впечатление и позволит избежать подозрений в том, что вы умеете хорошо говорить, но мало что умеете делать.

Справедливо ли это — делать работу, не имея гарантий, что она кому-то понадобится, понравится и будет вознаграждена? Должны ли вы писать приложения или составлять маркетинговые планы просто для того, чтобы устроиться на работу? Может быть, и не должны. Но, поступив так, вы совершенно точно выделитесь из общей массы. Нельзя позволять подобным сомнениям мешать вашему движению к цели.

5. Используйте рекомендации.

Бизнес — это прежде всего связи и отношения. Все мы делали ужасные кадровые ошибки. Поэтому рекомендация человека, которому мы доверяем, в бизнесе ценится на вес золота.

Чтобы получить необходимые рекомендации, вам, возможно, придется глубоко покопаться в своих связях или даже завести новые знакомства, но потраченные усилия того стоят.

Узнав, что человек, которому мы доверяем, готов за вас поручиться, мы с большей готовностью назначаем собеседование, а может быть, сразу же берем на работу.

6. Будьте тем, кто стучится первым.

Не стоит ждать приглашения на собеседование. Не стоит даже ждать, когда выбранная вами компания поместит объявление о приеме на работу. Ведь вы уже выяснили, чем можете ей помочь прямо сейчас. Найдите человека, который может повлиять на решение отдела кадров, и встретьтесь с ним.

Вы думаете, этот план не сработает? А вот сработает. Если, конечно, вы сумеете заинтересовать человека, к которому решили обратиться. Скажите ему, например, так: «Я очень хочу работать в вашей компании. Насколько я знаю, вы отвечаете за маркетинг в социальных сетях. Я разработал собственную систему анализа данных о поведении пользователей, окупаемости, узнаваемости бренда. Я бы хотел пригласить вас на ланч и показать эту систему. Если вам не понравится, вы, по крайней мере, пообедаете бесплатно. А если понравится, вы узнаете что-то полезное для себя. Что вы потеряете от встречи?»

Мой знакомый управляет технологическим стартапом. За последние шесть месяцев он нанял уже четверых сотрудников, которые сами обратились к нему подобным образом. Он сам очень инициативный человек и предпочитает работать с такими же людьми. Ему нравится, когда они его сами находят.

Сконцентрируйтесь сразу на главном — на том, как компания выиграет, наняв вас на работу. Например: «Ваш веб-сайт хороший, но мог бы быть намного лучше. В течение месяца я могу сделать такие-то изменения — и вот как эти изменения улучшат показатели конверсии и поисковой оптимизации. Посмотрите, я сделал набросок нового дизайна сайта».

Используя правильный подход к людям, вы сумеете завладеть их вниманием, особенно если речь идет о малых и средних предпринимателях. Я не знаю ни одного умного бизнесмена, который бы не бросил все свои дела, лишь бы узнать, как еще он может улучшить свой бизнес.

7. Держитесь уверенно.

Многие менеджеры не умеют проводить собеседования. Это замечание в первую очередь относится к владельцам небольших фирм. Как говорит один мой знакомый: «Я делаю бизнес, а не в HR работаю».

Поэтому будьте максимально конкретны. Объясните, что вы умеете. Опишите свою квалификацию. Не надо рассказывать, что значит для вас работа в этой компании. Расскажите лучше, что получит компания от вас. Продемонстрируйте свое знание особенностей работы в ней — а каждая компания уверена, что она особенная. Научитесь продавать себя.

8. Попросите взять вас на работу.

Большинство людей нормально относится к деловым предложениям, сделанным в лоб. Кроме того, решение, отложенное на завтра, — это еще одна запись в списке дел, а никто не любит, когда этот список растет.

Если вы уверены, что хотите получить эту работу — а к данному моменту вы уже должны быть в этом уверены, — просто попросите ее. Терять вам нечего, вы можете только выиграть. Кто знает: если вы хорошенько постарались, чтобы выделиться, не исключено, что вас тут же примут на работу.

Я знаю, о чем вы сейчас думаете: придется прилагать слишком много усилий, но нет гарантий, что эти усилия будут вознаграждены приглашением на работу.

Взгляните на проблему с другой стороны. Если вы будете делать то же самое, что и все остальные, то, скорее всего, не найдете никакой работы. Решите для себя, что отныне вы будете действовать по-другому, а затем старайтесь изо всех сил быть «другим». Тогда вы сможете выделиться. И тогда ваши шансы найти работу своей мечты значительно возрастут.

Автор — Джефф Хейден (Jeff Haden), писатель, колумнист журнала Inc.

Оригинал публикации на английском языке