Как оцифровка книг влияет на цену гречки

Общество, не желающее «расшарить» для своих детей накопленные знания, в XXI веке будет обречено на экономический упадок и голодные бунты
25 ноября 2014, в 17:32

Наша цивилизация, слава богу, начинает понимать важность оцифровки и публикации информационных ценностей, в том числе созданных предыдущими поколениями. В последние годы в огромном количестве оцифровываются книги и периодические издания, исторические и научные фотографии, художественные фильмы и материалы кинохроники, произведения живописи и музыки. В частности, этим занимаются ведущие библиотеки и интернет-архивы самых развитых стран.

Как правило, вся эта деятельность рассматривается преимущественно в культурном аспекте. Я хочу обратить внимание на другой, не менее важный аспект — экономический. Массовая оцифровка информационных ценностей в сочетании с их открытой публикацией в интернете резко ускоряет экономическое развитие общества. Для сравнения, большинство инфраструктурных проектов — создание объектов энергетики, транспорта, тяжелой промышленности, связи, банковской системы, противоэпидемической медицины и жилищно-коммунального хозяйства — тоже оказывает выраженное положительное влияние на экономику, но требует многих лет и огромных инвестиций.

Для тех, кто мыслит категориями ВВП-ориентированной экономики, сформулирую это утверждение так: чем больше в социальной группе расширяется прoцесс тотальной оцифровки информационных ценностей, тем больше благосостояние этой группы при прочих равных условиях. Если в качестве социальной группы рассматривать страну, то тотальная оцифровка ведет к быстрому росту валового внутреннего продукта этой страны — при условии общедоступности результатов оцифровки, в том числе для бедных семей.

Основная (но не единственная) причина этого явления — резкое, качественное снижение расходов на образование для тех семей, которые видят в нем серьезную необходимость. Их доля в обществе, как правило, невелика, а причины их заинтересованности в образовании могут быть совершенно разными — от стремления продвинуть детей по социальной лестнице до искренней и бескорыстной тяги к знаниям в силу воспитания. Тем не менее, даже эта небольшая доля оказывает определяющее влияние на экономическое состояние общества в целом. Те, кому родители (а иногда и педагоги) обеспечили условия для раннего развития, дали желание и умение учиться, по достижении совершеннолетия вступают в экономические отношения, принося с собой ту критическую массу знаний и умений, без которой быстрый технологический прогресс общества невозможен.

Подчеркну, что речь идет не о формальном образовании (программа школы плюс программа вуза), а о глубоком, фундаментальном, общем, то есть о системной базе взаимосвязанных основополагающих знаний и умений. Она по определению выходит далеко за объемы двух указанных программ, лишь частично пересекаясь с ними.

Для получения этой базы человеку необходимо детально изучить в десятки (а иногда и в сотни) раз больший объем информационных ресурсов, чем умещается в школьных и вузовских учебниках и пособиях. Современному обществу необходима специализация на основе узкопрофессиональных знаний, которая в подавляющем большинстве случаев достигается только после предварительного получения фундаментального общего образования.

Снижение индивидуальных и совокупных расходов на образование в результате массовой оцифровки информационных ресурсов объясняется их систематизацией, упрощением поиска нужных объектов (как для индивидуума, так и для общества в целом) и больше всего — исключением колоссальных непроизводительных издержек на произвольный доступ к ним в любое время и в любой последовательности по мере необходимости.

Надо учитывать, что продолжительность человеческой жизни невелика, и для эффективного «наполнения знаниями» у каждого человека есть не более 5 – 7 тысяч дней с момента рождения; если это время упущено, то далее эффективность восприятия информации многократно снижается. Для полноценного участия в современной мировой экономике индивидууму требуется определенный объем знаний, в точных пропорциях выбранных из всего, что накоплено человечеством за всю его историю. Этот объем таков, что 5 – 7 тысяч дней не хватит на усвоение даже малой его доли, если не использовать лучшие инфoрмационные технологии (не инфoрмационные технологии вообще, а именно лучшие — оптимально подходящие для этой цели).

В XXI веке средняя семья уже не может обеспечить детям «место в жизни», если круг доступных для изучения информационных объектов, их совокупная стоимость и скорость произвольного доступа к ним остается на уровне XX века — эпохи бумажных библиотек, грампластинок, магнитофонных лент и жесткой привязки медиавещания ко времени.

В свою очередь, неизбежно отстанут от мирового уровня страны, не обеспечившие практически всему населению свободный доступ к самому широкому кругу информационных объектов, которые могут понадобиться в процессе получения образования. И наоборот, окажутся в лидерах те страны, которые обеспечат этот доступ лучше других.

Подчеркну: доля семей, всерьез проявляющих интерес к образованию, невелика, поэтому для «производства», например, тысячи хороших инженеров общество должно заранее создать все необходимые условия для десяти миллионов семей: нужные плоды даст лишь один росток из десяти тысяч. Конечно, этот пример образный, точную долю рассчитать невозможно, тем более что она зависит от того, какого специалиста считать хорошим и какие экономические показатели рассматривать в качестве эталона.

Многие дипломированные экономисты до сих пор не понимают связи между количеством и качеством потребляемых жителями страны «непрофильных» информационных ресурсов фундаментального уровня (особенно произведений всех видов искусства, разнородной учебно-профессиональной литературы и публицистики) и такими «профильными» показателями этой страны, как валовой внутренний продукт, количество научных публикаций и патентов, уровень преступности, уровень техногенных катастроф, уровень амортизации основных фондов, уровень аварийности на дорогах, курс национальной валюты, технологическая зависимость от других стран и даже цены на гречку. Но эта связь есть, и очень существенная, более того — определяющая.

Проще говоря, измерив количество «человеко-книг» из определенной выборки, добровольно прочитанных за год жителями какой-либо страны в возрасте от 5 до 20 лет, и разделив его на численность населения, можно сделать достаточно точный вывод о том, что ждет эту страну в ближайшие несколько лет. При измерении по нескольким выборкам и по разным категориям информационных объектов точность прогноза значительно повышается.