КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ

Евгений Калашников (Астерос): В ответ на санкции необходимо делать свою собственную «начинку» для ЦОДов

Как бороться с рисками ограничения поставок инфраструктуры для ЦОДов со стороны США и ЕС, рассказывает Евгений Калашников, директор департамента комплексного пресейла группы «Астерос»
24 сентября 2014, в 14:34

iBusiness: Вопрос санкций поднял важную тему импортозамещения в России. Могут ли санкции затронуть такую сферу IT-бизнеса, как ЦОД?

Евгений Калашников: Сейчас на рынке сложилась необычная ситуация: введены санкции в отношении ряда компаний с госучастием, но ярко выраженной реакции нет: заказчики не рассматривают варианты сиюминутной смены производителей, так как готовых аналогов, к сожалению, почти не существует. А если говорить про российский рынок, то те компоненты, которые мы производим, а это в основном расходный материал, не позволяют полностью или даже сегментарно построить тот же самый ЦОД. Это касается как инженерной инфраструктуры, так и ИТ-инфраструктуры, в том числе программного обеспечения.

Те компоненты, которые мы производим, а это в основном расходный материал, не позволяют полностью или даже сегментарно построить тот же самый ЦОД — Евгений Калашников

Однако сложившаяся ситуация — хороший стимул к развитию собственных технологий, и потенциал в стране есть. Но для этого необходимо желание бизнеса и клиентов начать применять данные продукты. Пока же санкции не изменили позицию наших клиентов в сторону отказа от западных производителей, даже у тех, против которых ввели эти санкции.

Что касается самих западных производителей, то, на мой взгляд, они сами не особо рады возникшей ситуации. Происходящие события — политические, они управляются на уровне политиков. Но в итоге страдает экономика — производители теряют деньги и рынок, да и клиентам приходится тратить больше времени и средств, чтобы как-то выкручиваться и менять технические решения.

iBusiness: Есть мнение, что поставки ни из-за каких санкций не остановятся, просто производители найдут «серые» цепочки поставок.

Евгений Калашников: Такой сценарий также возможен. Ранее некий аналог санкций уже вводили по ряду компаний с госучастием в нашей стране, но поставки от производителей не прекращались. Просто каналы поставок меняли свой логистический путь — шли через Бразилию, Азию. А продукты оставались теми же самыми. Конечно, это сказалось на цене и на сроках, но сами решения не ушли с рынка.

Евгений Калашников: Мы до конца не знаем, какие у европейского и американского правительств есть рычаги давления на IT-вендоров и как они их будут использовать

Есть понимание, что производители, имеющие свои полноценные официальные представительства в России, не хотят терять этот рынок, потому что он для них один из основных. Более того, для многих европейских компаний Россия является крайне перспективным рынком на ближайшие пять лет, и свое активное развитие они во многом связывали именно с нашей страной. С другой стороны, мы до конца не знаем, какие у европейского и американского правительств есть рычаги давления на IT-вендоров и как они их будут использовать. Если рычаги действительно есть и они сработают, то не стоит тешить себя иллюзиями — это может серьезно сказаться и на самих поставках, и на их сроках, и на многом другом.

Но рынок выживет, устоит, предприятия не остановятся, в стране есть все возможности, чтобы своими силами создавать и разрабатывать решения. Конечно, однозначно будет замедление в технологическом развитии и оснащенности, но у нас есть инженерный потенциал, и его необходимо развивать и начинать применять. Думаю, что даже при самых печальных прогнозах мы выстоим, просто будет некий вакуум на один-два года. И стоит отметить, что это будет огромный минус именно для тех самых производителей из стран, которые введут санкции, потому что при такой ситуации они, скорее всего, потеряют наш рынок окончательно.

iBusiness: Какие элементы инфраструктуры ЦОДа реально заменить российскими аналогами?

Евгений Калашников: На сегодняшний день в России производств в части компонентной базы для ЦОДа, к сожалению, не так много. Зачастую основные ценообразующие позиции — это OEM-решения из Азии, которые у нас выдаются за российскую разработку. OEM-решения на территории России имеют только некую окончательную сборку в виде прикручивания пластиковых элементов и расклейки шильдиков с брендом. При этом основная прибыль уходит за пределы страны. Полноценных российских аналогов я пока не вижу, за исключением позиций, имеющих малое ценообразование при строительстве ЦОДа, — расходных материалов. Кабельная продукция, трубы, отчасти насосное оборудование — российского производства, но это не основное при строительстве ЦОДа.

На сегодняшний день в России производств в части компонентной базы для ЦОДа не так много — Евгений Калашников

Если говорить про IT-инфраструктуру и программные продукты, то они практически отсутствуют. Что-то есть в оборонке, но в гражданском применении они не используются. Про эти продукты никто не знает, у них слабая маркетинговая поддержка, а информация по большей части из них закрытая.

Если же попытаться собрать ЦОД из того российского, что на данный момент уже есть, получится какая-то сборная солянка с непонятным последующим техническим обслуживанием, непонятными программами обучения специалистов и прочим. Клиент на это не пойдет, для него это будет большой риск. Так что у российских производителей, которые есть и которые будут появляться, первоочередная задача — не только повышать качество продуктов, но и сделать прозрачную программу поддержки, сервиса и обучения.

iBusiness: И много времени нужно на то, чтобы создать российские аналоги всех требуемых компонентов инфраструктуры ЦОДа?

Евгений Калашников: В части IT-инфраструктуры развитие может занять от трех до пяти лет. При этом оно требует постоянного мониторинга рынка, усовершенствования за короткие периоды времени. Та практика, которая существовала в Советском Союзе и в России, точно не подойдет. Придется становиться конкурентоспособными — развитие внутренних продуктов в отрыве от мирового рынка смысла не имеет. При первой же остановке процесса модернизации продукт начнет вымирать, так как западные конкуренты станут предлагать более совершенные технологии. А у нас, к сожалению, есть практика — вложились, разработали продукт и собираем «сливки». В этом большой минус российского подхода — мы стараемся быстро получить максимальную прибыль и замыкаемся на этом, сразу же проигрывая конкурентам.

iBusiness: А как прожить эти 3 – 5 лет? И где гарантии, что все получится? Может, стоит поискать импортозамещение в Азии?

Евгений Калашников: Я думаю, что на начальном уровне — да. Все нужные продукты в Азии представлены. Насколько они соответствуют западным аналогам по технологическим и функциональным характеристикам — отдельный вопрос, для ответа на который требуется глубокий анализ решений. Большинство коммерческих структур уже его проводят, в госструктурах это, наверное, может стать частью стратегического развития IT.

В поставках из Азии есть масса минусов для существующей партнерской сети интеграторов. И они, к сожалению, пока не решаются — Евгений Калашников

В поставках из Азии есть масса минусов для существующей партнерской сети интеграторов. И они, к сожалению, пока не решаются. У азиатских производителей зачастую непрозрачная программа поддержки партнеров, сложная программа скидок. Ни для кого не секрет, что основные компании-интеграторы часть прибыли от проектов получают за счет скидок, предоставленных производителями. Вот и получается: есть большое количество решений, которые можно использовать, но при этом никто до конца не понимает, как на этом зарабатывать.

iBusiness: Своих решений пока нет, с азиатскими производителями непонятно, как работать. Что бы вы посоветовали тем компаниям, кто занят в сфере ЦОДов, как себя вести сейчас в связи с новыми рисками?

Евгений Калашников: Как вариант, можно пойти двумя параллельными путями. Первый из них — поиск российских альтернатив и реальное импортозамещение вплоть до заключения соглашений с российскими производствами, обозначение им неких бизнес-планов на ближайшие годы по конкретным продуктам, которые они могли бы включать в производство на своих уже существующих площадках.

Ряд подобных действий мы уже провели. По некоторым проектам мы сейчас проводим переговоры по включению в соглашение производства в России технологических продуктов на ближайшие три-четыре года. Таким образом, мы загружаем одного из российских производителей, он полноценно разрабатывает продукт и производит его в РФ. Это огромный плюс.

Второй путь — постоянная работа с западными производителями, проведение переговоров и проработка рисков. Сейчас мы проговариваем это в нескольких контрактах. В результате мы получаем письменное подтверждение на уровне главы российского представительства и вице-президентов из Европы или США о гарантии обязательной поставки оборудования в обозначенные сроки под конкретный проект и конкретного клиента. Это некая дополнительная уверенность для нас и клиента в том, что поставка не будет сорвана, так как есть юридическое обязательство. И по крайней мере это частично снижает риски от возможного введения санкций, но не снимает их полностью — договоренности не будут иметь никакой силы при крайнем ужесточении ситуации.

Читать остальные материалы спецпроекта «Идеи для бизнеса: улучшаем центр обработки данных»