Николай Носов: Что мешает банкам использовать «облака»?

По мнению заместителя начальника отдела ИТ банка «Кутузовский», финансовые организации не могут преодолеть психологическое препятствие – свой консерватизм
10 декабря 2014, в 13:50
Страница

«Почему же банки с настороженностью относятся к использованию облачных технологий? Первое и, пожалуй, самое важное препятствие – консерватизм.

Действительно, банки – очень консервативные структуры, неохотно внедряющие новое. Здесь и известный принцип «Не трогай, пока работает», и высокая цена ошибок. Если внедрение новой системы в торговой фирме может привести только к временному снижению доходов, то простой банка в течение трех дней будет означать его смерть. Клиенты разбегутся, и ЦБ будет иметь полное право отозвать лицензию. А лицензия стоит дорого. Новые банки, как вы могли бы заметить, сегодня почти не открываются, российские – не открываются без «почти». Фирма может заявить о своем банкротстве и продолжать работать под другой вывеской, банк этого сделать не может. И учитывая «охоту», отрытую ЦБ на российские банки в этом году, пощады не будет.

Есть и психологический момент. Когда коммерческие компании начали подключаться к интернету, банки это сделали последними. Причем, как я помню, даже в западных банках, например, в «банке Австрия Кредитанштальт (Россия)», было жесткое требование – компьютеры, подключенные к интернету, не должны иметь физического доступа к банковской сети.

Я неоднократно выходил к руководству с предложением подключиться к интернету, но получал отказ, мотивированный чисто психологически: опасениями за безопасность данных. Помог случай. Новый, более молодой председатель правления любил ходить на сайты «для взрослых». Дома он этого часто делать не мог, не находя взаимопонимания у жены и тещи, а идея поставить подключенный к интернету компьютер на работе в мужском ИТ-отделе ему понравилась. Так в банке появилась первая электронная почта, и мне удалось создать первый сайт.

Потом в комнату потянулись другие сотрудники, оценившие достоинства электронной почты и возможности поиска информации в интернете. Всем места не хватало – и в банке появилась вторая сеть, не имеющая физической связи с сетью АБС. Запуск карточного проекта и системы интернет-банкинга привел к необходимости осторожного, через демилитаризованные зоны, но все же физического объединения сетей. Психологический барьер был сломан, и впоследствии стал возможен ограниченный, через удаленный доступ к терминальному серверу в ДМЗ, выход сотрудников в интернет с рабочих мест.

Страница