Поможет ли концепция «умного» дома увеличить продажи жилья

Capital Group в своем жилом комплексе «Лица» делает упор инфраструктурные решения «умного» дома. Какие сложности с связаны с этой концепцией, и насколько она перспективна для рынка?
17 декабря 2013, в 16:33

Рынок жилой недвижимости в Москве переживает не лучшие времена. За год элитное жилье подешевело на 10%, сообщила в декабре консалтинговая компания Knight Frank. С лета 2013 года фактически прекратился рост цен на новостройки в различных сегментах: в эконом– и комфорт-классах, а также в бизнес-классе; жилье на вторичном рынке даже начало дешеветь — об этом написали «Ведомости» со ссылкой на опрошенных рыночных аналитиков. В условиях падения спроса девелоперы предпринимают нестандартные шаги по стимулированию продаж. Одной из таких идей стал упор на новые информационные технологии, интегрированные в домовую инфраструктуру. Способна ли концепция «умного» дома помочь продажам, станет понятно в том числе на примере жилого комплекса «Лица» , который строит компания Capital Group.

«Умный» дом за Третьим транспортным кольцом

24-этажный комплекс «Лица» площадью 180 000 кв. м, по плану включающий 923 одно– и двухуровневых апартамента, будет расположен в СЗАО Москвы рядом со строящейся станцией метро «Ходынское поле». Сдача объекта в эксплуатацию запланирована на конец 2016 года. В Capital Group поясняют, что особенностью проекта является интеграция хайтек-инфраструктуры уже на этапе строительства. Технологическое решение включает, в первую очередь, Wi-Fi-покрытие всей территории комплекса. Также будут широко использованы метки RFID [Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация — iBusiness.ru], имеющие большой радиус действия. Эти технологии позволят удаленно управлять бытовыми коммуникациями и осуществлять внутридомовую навигацию, в том числе с мобильных устройств — так компания описывает преимущества комплекса.

Коммерческий директор Capital Group Алексей Белоусов дает понять, что расчет сделан на то, что люди не расстаются со своими смартфонами и стремятся перевести в них функции управления как можно большим числом объектов. «Уже в ближайшее время на базе одного устройства будет объединено управление всеми гаджетами, которые есть в квартире. Крупные производители начинают разрабатывать бытовые предметы, имеющие элементы дистанционного управления. Возможно, это будут холодильники с предустановленными Wi-Fi видеокамерами — это позволит посмотреть, какие продукты нужно купить, уже находясь в магазине. Есть разработки принципиально нового подхода к уборке квартиры и многое другое».

Как создать общедомовой Wi-Fi

Белоусов заявляет, что технологических препятствий для создания общедомовой интернет-сети нет. Николай Чеглов, менеджер по разработке продуктов компании-поставщика систем безопасности ГК «Аркан», также уверяет, что полное Wi-Fi-покрытие дома обеспечить довольно просто. И стремление к всецелому охвату интернетом может быть даже излишним: «Достаточно даже 80-процентного покрытия, чтобы управлять электричеством, светом и т.д. Люди любят поиграться с гаджетами, поэтому управление с тех же мобильных устройств им интересно. Что же касается внутридомовой навигации, данное явление актуально больше для бизнес-центров, торговых центров, госучреждений»,- комментирует специалист будущие возможности «умного» дома Capital Group.

По замечанию президента НП «Содействие» Александра Удодова, важным фактором риска при проектировании «умных» домов является то, что через несколько лет после начала строительства технологии могут уйти вперед, и вся созданная инфраструктура будет уже не самой актуальной. «Многие россияне, начавшие ремонт своих квартир еще 5 лет назад, ориентировались на проводные технологии. Сегодня же все выведенные провода по большей части не используются, так как большинство устройств (аудио-, видеосистемы) работают на беспроводной основе»,- приводит пример Удодов.

Этот же риск отмечает и Чеглов из ГК «Аркан»: «Новые стандарты беспроводной связи уже существуют на рынке, например, LTE. Хотя, Wi-Fi пока что однозначно экономически выгоднее для клиента»,- подчеркивает он.

Впрочем, этот риск вполне поддается управлению, полагает Удодов: «Девелоперы готовы к такого рода изменениям, ведь для реализации подобного проекта не требуется расширение штата для создания IT-отдела. Оператор берет на себя создание домовой сети, а управлением, скорее всего, будут заниматься подрядчики. Но на кого ляжет ответственность за дальнейшее обновление хайтек-инфраструктуры – это вопрос времени, в России пока нет такого опыта, позволяющего сделать достоверные прогнозы». По мнению Чеглова, не стоит ожидать массового усиления ИТ-подразделений в строительных компаниях, исключение могут составить крупные холдинги. Сами застройщики могут не обладать необходимыми компетенциями, и предпочтение, скорее всего, будет отдано подрядчикам.

В свою очередь, представитель Capital Group поясняет, что строительной компании «не нужно иметь собственную крупную IT-структуру, достаточно просто найти компетентного подрядчика, плюс иметь специалистов в штате, которые способны оптимизировать набор закупаемого оборудования». А трудности в реализации заявленной концепции Белоусов видит в неопределенности итогового функционала систем «умного» дома. «Я не знаю, как далеко нас заведет проект с точки зрения тех опций и дополнений, которые мы хотим в него внести. Мы можем сегодня детально описать от силы 15 – 20% того функционала, которые получат наши покупатели на финише»,- поясняет он. По мнению Белоусова, основная проблема – написание софта, который позволит объединить все используемые решения в рамках единой оболочки и комфортно интегрировать новые технологии, которые будут неизбежно появляться. «Установкой софта мы начнем заниматься только к середине 2015 года. Если к этому времени на рынке появится альтернатива Wi-Fi, мы ей постараемся воспользоваться»,- поясняет Белоусов.

Нужен ли «умный» дом покупателям

Самый важный вопрос — в том, будут ли люди готовы приобретать приобретать жилье в «умном» доме и осознают ли они разницу в затратах — в цене «продвинутого» и стандартного жилья и дальнейшей стоимости обслуживания домовых систем. Александр Удодов говорит, что четкого ответа на вопрос пока нет. «Покупатель жилой недвижимости класса А оценит «начинку» интеллектуального дома и готов будет за нее платить. Но рядовой покупатель жилья эконом-класса на этапе выбора часто долгожданной квартиры не задается вопросом, какой провайдер будет в его доме, и будет ли это домовая сеть, включающая дистанционное управление или персональный Wi-Fi-роутер. В этот сегмент, на мой взгляд, высокие технологии проникают заметно медленнее, да и потребитель не сразу оценивает и принимает их»,- поясняет президент НП «Содействие».

Николай Чеглов напоминает, что раньше интернет был доступен только бизнес-среде, а сегодня он есть в большинстве домов в крупных городах. «Уже сегодня во многих домах можно встретить элементы «умного» дома. Хотя в целом российский рынок девелопмента все же пока не созрел для такого рода решений, за исключением, возможно, элитных поселков»,- полагает специалист ГК «Аркан».

На этот счет Белоусов утверждает, что со временем продать недвижимость хотя бы без частичного использования этих технологий будет невозможно. «Интернет станет такой же коммуникационной составляющей, как свет или электричество. В документации на строительство появится специальный раздел, посвященный интернету, где будут уточнены данные про то, как должен пройти кабель и с какими параметрами. Помимо представителей службы безопасности и ресепшна появятся новое действующее лицо: системный администратор, который будет следить за жизнедеятельностью такого организма»,- полагает он.