Получать лучшие публикации от редакции раз в неделю:
Публикация читателя iBusiness.ru

Почему торговые сети упорно теряют миллиарды? Часть 5.

28 июня, в 14:00

В качестве бонуса для самых терпеливых моих читателей привожу экспресс-методику выбора оптимальной схемы поставки товаров в торговую сеть или комплектующих для производственного предприятия. Конечно, методика не учитывает многих аспектов логистической деятельности. Например, не берется во внимание увеличение продаж и сокращение издержек на уценку товаров вследствие изменения скорости, надежности и частоты поставок. Однако, приводимая методика позволяет достаточно быстро выбрать из нескольких возможных схем поставок одну-две наиболее эффективных для дальнейшего более глубокого анализа.

КАК ВЫБРАТЬ ОПТИМАЛЬНУЮ СХЕМУ ДОСТАВКИ ТОВАРОВ

Любая компания в своей деятельности сталкивается с необходимостью выбора оптимальной логистической схемы поставки продукции. Практически всегда для сравнения используется только 1 параметр доставки: прямые расходы на транспортировку и таможенное оформление. Однако, как я уже писал в предыдущих частях поста, необходимо учитывать в составе затрат на ту или иную схему перевозки затраты на замороженный в запасы капитал (деньги тоже стоят денег) и стоимость генерируемых этой схемой товарных запасов.

ДАЮ ПОШАГОВУЮ ИНСТРУКЦИЮ ДЛЯ КОРРЕКТНОГО СРАВНЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ СХЕМ ПОСТАВКИ ТОВАРОВ:

1 шаг. Описываем каждую СХЕМУ ПОСТАВКИ. Начинаем сначала с традиционной схемы, по которой мы перевозим грузы от поставщиков: условия поставки, входную цену товаров, какими видами транспорта перевозится, через какие порты или погранпереходы, через какие склады.

2 шаг. Строим модель «ВРЕМЯ-СТОИМОСТЬ» для существующей схемы поставки:

  1. ДЕЛИМ СХЕМУ НА ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОТРЕЗКИ, ЭТАПЫ, к которым можно точно привязать прямые расходы.
  2. Для каждого этапа СОБИРАЕМ ФАКТИЧЕСКИЕ ПРЯМЫЕ РАСХОДЫ. Берем их или из бухгалтерии по факту, или из информационных систем. Собираем статистику сроков прохождения этапов. В результате мы должны получить средние прямые затраты на единицу транспортного средства или на единицу перевезенной продукции, средний срок прохождения этапов, и среднеквадратическое отклонение сроков всех этапов.
  3. Считаем СТОИМОСТЬ КАПИТАЛОВ, ЗАМОРОЖЕННЫХ В ЗАПАСЫ В ПУТИ. Берем среднюю стоимость запасов в пути, умножаем на среднегодовую норму доходности инвестиций в бизнесе, делим на 365 дней, и умножаем на средний срок доставки.
  4. Считаем ПОТРЕБНЫЕ ЗАПАСЫ ТОВАРОВ, необходимые для обеспечения приемлемой доступности товаров в торговле (УРС = 90 – 92%).

»» Сначала считаем стоимость текущих запасов как произведение среднесуточных продаж товаров, поставляемых по рассматриваемой схеме, на половину среднего срока поставки.

TS= D*Tср/2

где TS – стоимость текущих запасов; D – среднесуточные продажи, Tср – средний срок поставки

»> Затем считаем стоимость страховых запасов, как произведение средних суточных продаж товаров, поставляемых по рассматриваемой схеме, и удвоенного среднеквадратического отклонения сроков поставки.

SS= D*σср*2

где SS – стоимость страховых запасов; D – среднесуточные продажи, σср – среднеквадратическое отклонение сроков поставки.

Конечно, эти запасы не совпадают с данными наших информационных систем: во-первых, это расчетные значения; во-вторых, в страховых запасах не учтены запасы, парирующие неравномерность спроса. Но для оценки суммарных затрат по схеме перевозки они вполне подходят

3 шаг. В итоге этих расчетов получаем СОВОКУПНЫЕ ИЗДЕРЖКИ СХЕМЫ ПОСТАВКИ и СТОИМОСТЬ ЗАПАСОВ ТОВАРА, генерируемые этой схемой:

  1. прямые денежные затраты;
  2. затраты на капитал, связанный в запасы товаров, находящихся в пути;
  3. стоимость потребных товарных запасов (текущие и страховые запасы).

А вот это уже база для сравнения.

4 шаг. Моделируем АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СХЕМЫ ПЕРЕВОЗОК:

  1. Задаем условия поставки. Условия поставки могут быть разными для разных схем перевозки поставки товаров.

К примеру: если завод находится в глубине Китая, и перевозка осуществляется морским транспортом, то условием поставки будет, скорее всего, FOBкитайский порт. Если мы забираем автомобильным или железнодорожным транспортом товар с завода, то условие поставки будет EXW, и у нас стоимость товаров на входе будет меньше на стоимость доставки этих товаров от завода до порта.

Исходя из этого, мы моделируем ВХОДНУЮ ЦЕНУ ТОВАРА для тех условий поставки, которые мы рассматриваем для альтернативной схемы.

  1. Разбиваем альтернативную схему на этапы перевозки, определяем возможные стоимостные характеристики каждого этапа.

Конечно, лучше всего взять что-то уже известное – чужую статистику, если она доступна, или свою, если вы другие товары какие-то провозили по этой альтернативной схеме. На крайний случай можно взять сумму тарифов перевозчиков, портов, сумму таможенных пошлин, сумму складской переработки товаров, и прибавить к ним среднестатистическое отклонение от тарифов, которые получаются у вас по другим схемам.

  1. Далее моделируем возможные сроки поставки с разбивкой на каждый этап. Здесь также было бы неплохо оперировать уже известной статистикой других грузовладельцев или своей статистикой, как и в предыдущем пункте.
  2. Вычисляем совокупные издержки альтернативных схем. Для этого виртуально отправляем по этим схемам все те фактически перевезенные товары, которые мы рассматривали в расчетах традиционной схемы. В результате получаем опять прямые денежные затраты по схеме, денежные затраты на связный капитал на запасы в пути, и стоимость потребных товарных запасов – текущих и страховых.

5 шаг. Сравниваем традиционную и альтернативную схемы поставок. ВЫ УДИВИТЕСЬ ПОЛУЧЕННЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ.

6 шаг. Выбираем оптимальную схему доставки.

Успехов Вам в совершенствовании логистических систем своих компаний для увеличения доходности и рентабельности Вашего бизнеса!