Получать лучшие публикации от редакции раз в неделю:

Роберт Такер: Шесть инновационных трендов современной экономики

К 2014 году стало трудно обеспечивать доходы и прибыли, управляя компанией прежними методами. Президент Innovation Resource Consulting Group рассказывает о путях успеха в современном бизнесе
27 мая, в 08:49

1. Охота за стартапами затмевает работу собственных исследовательских отделов

Всего несколько лет назад эксперты серьезно беспокоились из-за того, что талантливая молодежь мечтала делать карьеру на Уолл-стрит. Как все изменилось с тех пор! Сегодня молодые люди, обладающие хотя бы минимальными предпринимательскими задатками, стремятся в технологические кластеры. Они уверены, что на фоне перспектив Кремниевой долины, Кремниевого берега (Венис, Калифорния), Сохо (Нью-Йорк), Тель-Авива или Дублина карьерные возможности на Уолл-стрит смотрятся не слишком привлекательно.

Миллионы энтузиастов мечтают о реализации своих бесчисленных идей. Превзойти Facebook и WhatsApp? Основать компанию по выпуску роботов, которые изменят мир? Да, это вполне по силам!! Изобретатели поняли, что финансирование доступно, платежеспособные клиенты и поклонники восприимчивы к новым предложениям, а международные корпорации готовы скупать ценные идеи.

За последние полгода Google купил 8 компаний, в том числе основанную в 2010 году Nest Labs, которая делает «обучающиеся» термостаты и детекторы дыма. Это показывает стремление Google занять новый рынок «умных» домов. Какой стартап будет следующей покупкой корпорации?

Идеи для стартапов носятся в воздухе — и не только в технокластерах. Ричард Бартон — серийный предприниматель, среди стартапов которого Zillow, Expedia и Glassdoor — говорит, что ему приносит пользу жизнь вдалеке от Кремниевой долины с ее ошеломляющим темпом работы. Он находит идеи, постоянно задавая себе простой вопрос: «Какой коммерческой информации не хватает людям, хотя они в ней нуждаются?».

В пылу охоты за стартапами топ-менеджеры корпораций рискуют забыть о собственных отделах исследований и разработок. Вывод очевиден: развивайте культуру инноваций в своей компании, иначе вы потеряете лучшие ресурсы! Ни один из игроков современного рынка — от самых маленьких до самых больших — в ближайшие годы не сможет игнорировать тренд стартапов. Они непрерывно разрушают устоявшиеся модели и стереотипы бизнеса, предлагая взамен свои собственные — порой самые невероятные.

2. Открытые инновации экономят ресурсы

Бюджеты на исследования и разработки, выраженные в реальных долларах, в глобальном масштабе за последнее десятилетие уменьшились. Распространенным способом скомпенсировать недостаток средств стало разделение технологий, рисков и прибылей между участниками рынка.

Термин «открытые инновации» придумал профессор Калифорнийского университета Генри Чесброу, опубликовавший в 2003 году книгу с таким названием. Об открытых инновациях вскоре стали много говорить — особенно после того, как выяснилось, что корпорация Procter & Gamble применила изложенные в книге методы для своей программы Connect and Develop («Соединять и разрабатывать»). В результате Procter & Gamble получила извне около 50% ценных идей, нашедших применение в ее продукции.

В настоящее время юридические страсти вокруг интеллектуальной собственности немного улеглись. Размываются границы между фирмой, ее поставщиками, контрагентами и конечными потребителями продукции. В этой открытой среде идеи и технологии могут легко передаваться в фирму и из нее — и это приносит пользу всем сторонам. На недавнем Форуме открытых инноваций в Балтиморе блогер Сара Калдикотт из Innovation Excellence на примере бизнес-кейсов Clorox, Amazon, Intel и Pfizer сделала вывод, что «успех открытых инноваций дает компаниям не существовавшие прежде возможности: быстро менять бизнес-модели, использовать удаленное сотрудничество по всему миру, получать доступ к новым группам целевой аудитории и к новым технологическим платформам». Обратите пристальное внимание на открытые инновации! Это лучшая и часто незаменимая практика в эпоху ограниченных ресурсов.

3. Инновации становятся необходимостью для каждой компании

Инновации всегда были закрытой «вотчиной» отдела исследований и разработок, а в лучшем случае — еще и отдела маркетинга. Но теперь это не так. Источником для коммерческого прорыва фирмы теперь может быть что угодно: логистика, изменившиеся методы производства, создание нового рынка или оригинальной бизнес-модели. Понимая это, все больше прогрессивных компаний стремится раскрыть творческий потенциал своих менеджеров и рядовых сотрудников, развивая в них инновационное мышление. На каждом рабочем месте люди ищут ответы на важные вопросы. Как использовать все возможности? Как распознать скрытые потребности клиентов? Как сотрудничать, оптимально распределяя функции для снятия преград на пути к инновациям? Как продавать новые идеи, используя вертикальные и горизонтальные связи? Как оценивать перспективы в высокорисковых венчурных проектах и бизнес-моделях?

Среди сегодняшних руководителей высшего звена преобладают «бэби-бумеры». Когда это поколение училось в школах и институтах, там не преподавали предмет «Инновации». Новое поколение относится к инновациям иначе, считая их крайне ценными и даже обязательными, когда надо обходить конкурентов в продуктах, услугах или финансовых проектах. Чтобы вести успешный бизнес, теперь нужно иметь мышление, навыки и инструменты, обеспечивающие его инновационность.

4. «Экономику совместного потребления» уже не остановить

Как выглядит одна из крупнейших в мире гостиничных сетей, которая скоро обгонит Hilton и InterContinental? Эта сеть называется Airbnb, и в ее собственности нет ни одной комнаты для постояльцев. Это интернет-сайт, на котором владельцы недвижимости из 192 стран сдают ее в аренду — преимущественно туристам. Airbnb — это только один из множества подобных стартапов, ставших частью набирающей силу «экономики совместного потребления» («sharing economy»).

Что такое совместное потребление? Это концепция, позволяющая миллионам простых людей зарабатывать на своем имуществе, используя его коллективно. В результате все больше предприятий традиционной экономики оказываются неконкурентоспособными. Индустрию такси значительно ослабило мобильное приложение Uber, позволяющее пользоваться услугами частных водителей уже в 70 городах. Airbnb успешно разрушает традиционную гостиничную индустрию. TaskRabbit стал угрозой для индустрии краткосрочной аренды сотрудников. Вы хотите использовать свою автомашину совместно с попутчиками и получать от этого дополнительный доход? Зарегистрируйтесь в RelayRides или Sidecar и ждите пассажиров!

Согласно Forbes, тренд совместного потребления уже сформировал годовые обороты порядка $3,5 млрд, причем каждый год этот сегмент экономики увеличивается на 25%. Регуляторы подрезают крылья отдельным стартапам, которые упрощают для множества людей прямые сделки без посредников. Тем не менее суммарный эффект от идеи совместного потребления оказывает сильнейшее влияние и на производителей товаров, и на поставщиков услуг, и на все общество в целом.

В ближайшие годы множество малых предпринимателей продолжит дальнейшую монетизацию сферы совместного потребления. Для этого достаточно, например, рейтинговой системы eBay и смартфонов, с помощью которых люди могут неограниченно устанавливать деловые связи, невзирая на пространство и время. Сравните: YouTube разрушает традиционное телевещание; газеты и журналы скоро будут повержены блогами — и точно так же тренд прямых деловых связей между всеми людьми становится мощной силой для передела рынка.

5. Возрастает роль CINO

В 2006 году в мире появился новый вид топ-менеджеров — они назвали себя «директорами по инновациям» (Chief Innovation Officers — CINO). Эту должность ввели у себя GE, BBC, Whirlpool, Humana, Shell и несколько других дальновидных компаний, чтобы сформировать инновационную стратегию и культуру, обеспечив более систематизированное развитие бизнеса. Потом начался экономический кризис. Некоторое время об этих «царях новшеств» не было слышно — как будто их работа приостановилась. Но теперь тренд CINO снова набирает силу; проводятся конференции, облегчающие сотрудничество и обмен опытом; все больше компаний вводит эту должность.

Функции и сферы ответственности CINO в разных компаниях сильно отличаются — равно как их влиятельность и эффективность. Для некоторых эта должность оказывается изолированной от реальных дел и портит карьеру. Зато другие — такие как Ли Кларк Селларс (Ply Gem) и Марисса Майер (ныне глава Yahoo) — добиваются впечатляющих результатов. Согласно отчету Booz & Company, развитая инновационная стратегия и культура в среднем ускоряет рост капитализации на 30%, а рост прибыли — на 17%. Обратите внимание на важность роли CINO, если вы заинтересованы в устойчивом росте на годы вперед.

6. В больших организациях усиливается влияние краудсорсинга

Датская Lego использует краудсорсинг, чтобы собирать среди своих поклонников ценные идеи, которые не пришли бы в голову ни одному из 180 штатных дизайнеров. Те предложения, которые набирают 10 тыс. голосов на сайте Lego, затем рассматриваются ее сотрудниками. А авторы идей, выбранных для производства игрушек, получают 1% от прибыли.

Благодаря интернету и социальным сетям, краудсорсинг стал одним из самых совершенных новых методов использования знаний, талантов и интуиции клиентов (и множества других людей) в интересах бизнеса. Netflix применяет этот метод для обсуждения технических проблем и поиска оптимальных алгоритмов. Lay’s с помощью интернет-сайта предлагает своим поклонникам придумывать новые вкусы и виды чипсов. Зайдите на сайт Clorox, и вы увидите десятки идей, предложенных его посетителями.

Этот метод известен с незапамятных времен. Главные отличия современного краудсорсинга, придающие ему невиданную ранее эффективность, — это его популярность и возможность взаимодействовать практически со всем миром.

* * *

Задумайтесь о будущем своей компании. Конечно, вы можете сказать: «Все идет как обычно». Но такой подход слишком рискован. Надежнее постоянный поиск наилучших путей для инновационного развития, которое в последние годы стало важной задачей каждого руководителя и жизненной необходимостью для каждого бизнеса.

Автор — Роберт Такер (Robert B. Tucker), президент Innovation Resource Consulting Group.

Оригинал статьи на английском языке