Получать лучшие публикации от редакции раз в неделю:

Сара Хашеми (Coffee Republic): Секреты успешного бизнеса: почему важно быть невеждой

Считается, что не стоит начинать бизнес на незнакомом рынке — это прямой путь к провалу. Основатель Coffee Republic Сара Хашеми, напротив, уверена, что невежество — это преимущество, и знает почему
28 мая, в 18:02

Когда мы с братом начинали свой бизнес, мы были совершенно невежественны. Это была сеть кофеен, своего рода «ответ Старбаксу» до того, как он осел на наших берегах. Наша идея была неплохой, но мы не знали этот рынок. Я всю жизнь проработала адвокатом, а мой брат — банкир. Мы не знали ничего ни о кофе, ни о ритейле, ни о питании вообще. В нашей семье никто тоже ничего об этом не знал. Мы были полными аутсайдерами.

Все стандартные методики не рекомендуют начинать бизнес на рынке, о котором вы не знаете ничего. Обычно люди начинают с тех сегментов, в которых у них есть опыт. Я попробую объяснить, почему стандартный бизнес-совет неправильный, и невежество — не помеха, а наоборот, необходимо для любого человека, будь он основателем, менеджером в крупной компании или рабочим, который хочет быть счастливым и инновационным на работе.

Пример невежества

Когда мы открывали Coffee Republic, нам казалось, что отсутствие опыта — это недостаток, поэтому мы старались по максимуму погрузиться в мир кофе и кофеен и выпить предельное количество латте. Мы чуть не убили себя передозировкой кофе — как-то на утреннем бесплатном тренинге в одной кофейной компании мы выпили 26 эспрессо, пытаясь понять разницу между сортами из Колумбии и Суматры. Каждое утро мы приходили в старинный кофе-бар, где как губки с детским любопытством и без каких-либо предпосылок впитывали любую мелочь. Мы не пытались разобраться глобально. Мы просто примерно представляли, что и как мы бы хотели сделать.

Я помню нашу встречу с опытными игроками этого рынка. У них у всех была 1001 причина, по которой сеть кофеен обречена на провал. Их семьи держали кофейный бизнес в Великобритании в течение нескольких поколений, знали его наизнанку, и они были полностью уверены в том, что наш бизнес потерпит неудачу.

Я солгу, если скажу, что после того как эксперты раскритиковали нашу идею, мы продолжали чувствовать уверенность. Конечно, нет. Человек никогда не может на 100% быть уверенным в какой-либо идее, но здесь что-то заставило нас продолжить. Что это могло быть? Мне кажется, это наша наивность — мы представляли себе картинку, как должна в итоге выглядеть кофейня, она была чем-то похожа на подобное заведение, которое мы однажды видели в Нью-Йорке. Проблема была в том, что мы не знали, как преодолеть пропасть между этой целью и точкой, в которой мы находились.

То, что мы так мало знали, стало нашим самым большим преимуществом. Наше невежество помогло нам выдержать атаку и игнорировать скептиков. Это позволило нам по-новому взглянуть на кофейни, которые веками работали по всей стране, поэтому мы смогли предложить клиентам что-то новое, а не просто вариацию того же «старья».

Опасности опыта

Именно поэтому в обеих моих книгах есть глава под названием «Как важно быть невеждой». По мере того как мы получаем знания и опыт, наши мысли попадают в оковы. Мы привыкли к отказам и несовершенству и не воспринимаем ничего нового. Мы повторяемся. Мы не видим того, что действительно раздражает, тех проблем, которые должны быть решены. Мы перестаем быть любознательными.

И это очень большая потеря, поскольку без любознательности мы теряем способность спрашивать, исправлять, задаваться вопросом «почему бы и нет», мечтать. Мы расслабляемся.

Я видела, что случилось с Coffee Republic. Наивность, которая была вначале, уступила место системе, процессам, производству, продажам. Там был успех. Там был статус-кво, проверенные способы ведения дел, что-то, на что можно было бы опереться. Нам же было нечего терять, поэтому мы продолжали пробовать что-то новое.

Удивительно легко потерять наивность, потерять жажду нового, но когда я смотрю вокруг, меня вдохновляют не те люди, которые «много знают», а те, которые в любом возрасте остаются детьми.

Этому подвержены не только молодые стартапы в процессе роста. Большим компаниям тоже стоит зачастую сохранять молодой дух. Ведь даже огромная многонациональная компания когда-то была полным невежества стартапом.

Немного невежества — это ключ к росту инноваций в больших организациях. Жизненный опыт и предрассудки — самые большие враги экспериментов и новых идей. Они часто прячутся за знакомыми фразами:

Это делается вот так.

Так обычно делают в отрасли.

Мы уже это пробовали.

Да, но…

Фразы, аналогичные этим, иссушают наше любопытство. Мы родились для того, чтобы создавать, чтобы быть любознательными. Такие фразы-демотиваторы отделяют наши жизненные силы от нашей работы. Вместо того чтобы задавать вопрос «почему?», мы начинаем говорить «ради чего?». Люди закрываются. Они прячутся за гордыней и ждут выходных, когда смогут выбраться из рутины, проявить свое врожденное любопытство и немного оживить свою жизнь.

Крупные организации не в состоянии быть полностью наивными — опыт может оказаться полезным, но по опыту работы с руководителями крупных компаний, большинство из них выигрывают оттого, что сознательно добавляют в бизнес немного невежества. Зачастую они знают о фразах, упоминаемых мною, и не хотят попасть в ловушку экспертизы. Тогда они разрешают людям посмотреть на все вокруг глазами новичка, а не пресыщенного знаниями эксперта.

Оставайтесь голодными и безрассудными

Здесь я говорю не только о профессиональной деятельности, но и о личных перспективах (в конце концов, они тесно связаны между собой). В сообществе предпринимателей иногда говорят, что новый бизнес — это игра для молодых. Я не согласна с этим. Новый бизнес — это для тех, кто молод духом, вне зависимости от того, когда он родился.

Чем старше я становлюсь, тем сильнее я осознаю, что меня поглощает усталость. Мой мозг загрязняется воспоминаниями о прошлом — хорошими и плохими — а вместе с тем и предубеждениями на тему того, как должна и неминуемо будет выглядеть та или иная вещь. Удивительно легко потерять наивность, потерять голод, но когда я смотрю вокруг, меня вдохновляют не те люди, которые «много знают», а те, которые в любом возрасте остаются детьми.

«Большие дети». Они привносят любопытство и свежесть во все, что их окружает.

Именно поэтому я люблю следующую цитату: «Любой, кто перестает учиться, становится стариком, вне зависимости от того, сколько ему лет — 20 или 80. Тот, кто продолжает учиться, всегда остается молодым».

Это применительно и к компаниями, и к людям, и это всегда напоминает мне о последних словах вступительной речи Стива Джобса: «Оставайтесь голодными, оставайтесь глупыми». Так легко установить статус-кво в своей зоне комфорта, но сохранить невежество и немного быть «большим ребенком» стоит усилий, вне зависимости от того, являетесь ли вы основателем стартапа, исполнительным директором крупной корпорации или просто профессионалом, который хочет сохранить страсть к жизни в любом возрасте.

Автор — Сара Хашеми, предприниматель (Coffee Republic & Skinny Candy), автор бестселлеров Anyone Can Do It и Switched on.

Оригинал публикации на английском языке