ТОиР: как перейти от планового мышления к рыночному?

При управлении техобслуживанием и ремонтом оборудования надо учитывать специфику рынка XXI века. Это позволит избежать проблем, в том числе дефицита запчастей
27 октября 2014, в 14:38
Страница

В 2002 году многих удивила статья в New York Times о том, как сотрудники NASA искали на eBay процессоры 8086 для ремонта оборудования стартовых комплексов шаттлов. Не закупив заранее запас этих процессоров, выпускавшихся с 1978 по 1990 год, космическое агентство оказалось в трудной ситуации.

К счастью, нужное количество 8086 удалось найти в партии старых медицинских приборов. Подобными способами достали и другие необходимые детали, снятые с производства. Иначе пришлось бы заново разрабатывать все оборудование на другой элементной базе, потратив на это $20 млн и рискуя нарушить график полетов.

Почему же отдел логистики мощной организации не заметил вовремя отсутствия многих необходимых запчастей?

Грустная правда заключается в том, что этот пример типичен — даже в самых развитых отраслях. Многие авиакомпании, эксплуатирующие Boeing 757 (1982 – 2005) и Airbus A300 (1972 – 2007), недавно столкнулись с дефицитом деталей для их технического обслуживания и ремонта. Непросто достать все необходимое даже для Boeing 767, который еще выпускается. Сервисные организации, конкурируя за ограниченные ресурсы, стремятся создать запасы комплектующих, которых хватит до конца планового срока эксплуатации этих самолетов.

Александр Бургардт, вице-президент корпорации «Галактика», директор проектов по производственным активам

Автоматизация ТОиР помогает рассчитать стоимость жизненного цикла производственного актива и принять правильное решение о целесообразности его дальнейшей эксплуатации. На основе данных о текущем состоянии всех активов можно точно составить инвестиционный план и оценить эффективность вложений.

С помощью системы ТОиР огромный поток внеплановых отказов и инцидентов можно свести к минимуму, предупреждая критические ситуации. Эта система позволяет ремонтной службе быстро анализировать и прогнозировать работу оборудования, обосновывать необходимые затраты, обеспечивать достижение целей предприятия в области эффективности производственных активов.

Читать интервью iBusiness c Александром Бургардтом

В более приземленных отраслях промышленности проблема неверного планирования ресурсов для технического обслуживания и ремонта оборудования (ТОиР, ТОРО) возникает еще чаще. Основная причина этого — устаревшие системы автоматизации, внутренние регламенты и служебные инструкции, по сути мало изменившиеся с середины XX века.

Модель изменения стоимости во времени

Сравните три графика. На них показаны базовые, то есть очищенные от случайных помех, зависимости стоимости товара от времени покупки:

Базовая зависимость стоимости товара от времени покупки, характерная для разных типов производства

1) доиндустриальный; 2) индустриальный; 3) постиндустриальный

В первом случае стоимость практически не меняется в масштабе человеческой жизни. Во втором случае она снижается в первое время после появления товара на рынке, а затем долго остается постоянной. Начальный спад происходит в результате насыщения рынка при серийном производстве, отработки технологий и их копирования конкурентами. Третий случай самый интересный: стоимость сначала снижается, а затем, после недолгой фиксации, стремительно возрастает.

Финальный рост стоимости объясняется прекращением выпуска товара, который в результате становится редким. Производитель сложной высокотехнологичной продукции, как правило, не способен выпускать ее неограниченно долго. Для успешной конкуренции и максимизации прибыли он периодически заменяет одни модели другими. Новые модели разрабатываются заранее, и в подходящий момент на них переключаются и производственные мощности, и логистические каналы. Освобождение от изготовления и дистрибуции предыдущих линий продукции обеспечивает рентабельность последующих.

Изменить такое положение вещей невозможно. Почти любая высокотехнологичная продукция защищена патентами, а ее создание возможно только при условии массового производства. Если производитель считает нужным прекратить ее выпуск, то запчастями будут надежно обеспечены только заранее оформленные контракты. Никто другой выпускать такие же запчасти не сможет.

В реальных условиях на стоимость дополнительно влияют случайные помехи: стихийные бедствия, войны, действия регуляторов и т.д. Например, в 2011 году многие автомобильные запчасти резко подорожали из-за цунами в Японии, где расположены выпускающие их заводы. Современное производство концентрируется в определенных регионах, и изменение ситуации в любом из них немедленно оказывает влияние на весь мировой рынок.

Если наложить одну и ту же функцию помех на базовые зависимости, они будут выглядеть так:

Зависимость стоимости товара от времени покупки в условиях помех, характерная для разных типов производства

1) доиндустриальный; 2) индустриальный; 3) постиндустриальный