Эксперты: сокращение затрат на автопарки невозможно без внедрения новых технологий

Участники конференции «Управление корпоративным автопарком» рассказали iBusiness о новейших трендах модернизации транспортно-логистических сегментов бизнеса
24 октября 2014, в 10:33

Прошедшая в Москве V конференция «Управление корпоративным автопарком» отличилась от предыдущих сменой приоритетов. Из-за экономического спада в стране компании всех отраслей вынуждены сокращать затраты, используя для этого любые возможности. Автопарки не являются исключением. Но, по единодушному мнению экспертов, экономить на их техническом оснащении на надо: результатом такой экономии могут быть большие убытки, вызванные отсутствием контроля над машинами и поездками.

Оптимизация расходов

Для максимального снижения расходов на свой автотранспорт компания должна внедрить современные технологические решения. Так считает национальный менеджер автопарка «Нестле Россия» Иван Лукин. Это относится практически к любой компании, независимо от сферы ее деятельности.

По мнению эксперта, особенно полезны информационные технологии. «Важным процессом в оптимизации затрат является формирование операционного бюджета и возможность прогнозирования затрат в текущем периоде с использованием точных данных, получаемых с помощью автоматизированных программ учета автотранспорта. Для этих целей мы в «Нестле» используем программу «1С: Управление автотранспортом» и так называемый один центр затрат, который аккумулирует в себе все затраты по четырем статьям: топливо, страхование, налоги и ремонт», — сообщил он.

Иван Лукин: «Мы в «Нестле» используем программу «1С: Управление автотранспортом»»

Представитель «Нестле Россия» отметил очевидную выгоду от использования систем мониторинга транспортных средств. Эти системы помогают оптимизировать пробеги корпоративных авто и, соответственно, помогают снизить затраты — как на топливо, так и на обслуживание автопарка.

В необходимости повсеместного применения систем мониторинга корпоративного автотранспорта не сомневается и коммерческий директор лизинговой компании LeasePlan Михаил Фролов. «Основным технологическим решением на сегодня является система, позволяющая собирать, хранить и обрабатывать данные по автопарку — пробеги, техническое обслуживание, ремонты, потребленные услуги, работы и запасные части, их количество, качество и стоимость. Этот тот необходимый минимум, без которого невозможно эффективно управлять автопарком и затратами на него», — полагает эксперт.

Михаил Фролов (LeasePlan): «На рынке появятся интегрированные системы, связывающие воедино автомобиль, водителя, управляющего автопарком, поставщиков, компанию»

Будущее за телеметрией, «большими данными» и гаджетами

Не менее важными для управления корпоративными автопарками представитель LeasePlan считает набирающие популярность системы телеметрии. Они позволяют контролировать параметры автомобилей дистанционно и без участия водителя.

«Сегодня это чаще всего простейшие системы с небольшим функционалом, однако позволяющие значительно упростить задачи управления автопарком и контроля над ним. Но в дальнейшем развитии систем телеметрии и росте их проникновения в корпоративные автопарки сомневаться не приходится», — уверен Михаил Фролов.

«В обозримом будущем следует ожидать появление на российском рынке интегрированных систем, связывающих воедино автомобиль, водителя, управляющего автопарком, поставщиков, компанию, то есть — в комбинации М2М + В2С + В2В + BIG DATA («большие данные»). Это системы, позволяющие не только использовать еще больший объем данных, но использовать его с умом и с пользой для водителя и для компании, оптимизировать и автоматизировать процессы, контролировать риски, давать четкое представление о том, что происходит с каждой конкретной машиной и автопарком в целом», — прогнозирует эксперт.

С точки зрения удобства основным трендом в корпоративном транспорте, по мнению Фролова, становятся различные мобильные приложения, «помогающие водителю и управляющему автопарком в техническом плане и выступающие в качестве советника и помощника — как средство предоставления нужной информации».

Максимальный аутсорсинг

В «Нестле Россия» уверены, что неотъемлемой частью технологической оптимизации корпоративных автопарков и соответствующих затрат являются организационные факторы. В частности, Иван Лукин считает, что в скором времени компаниям придется отказаться от предоставления корпоративных автомобилей в пользу выплаты компенсаций за использование личных: «Часто этот инструмент используется только в случае замены статусного авто. На мой взгляд, необходимо рассматривать возможность его применения и в случае отказа от служебного авто. Хочется также отметить эффект от отказа страхования автомобилей по линии КАСКО, что, в свою очередь, предполагает увеличение степени ответственности сотрудников в случаях виновности в ДТП и усиление контроля за объемом проводимых работ».

Представитель «Нестле Россия» прогнозирует и другое возможное новшество — выбор единого поставщика по предоставлению услуг ТОиР автомобилей и топлива для них во всех регионах присутствия компании.

Избавление от стереотипов

Есть ряд факторов, препятствующих автоматизации корпоративных автопарков. По мнению Михаила Фролова, одним из таких проблемных факторов является ментальность российского бизнеса.

«Зачастую, если автопарк не является основным средством производства, он находится вне поле зрения, внимания и приоритетов руководства компании. И, соответственно, инвестиции в развитие неосновного производства не считаются привлекательными и полезными. Обычный скептицизм не играет на руку развитию инноваций. Мнение, что “мы так делали всегда, это работало раньше, а значит будет работать и в будущем”, не способствует внедрению новых технологических решений», — объяснил эксперт.

У многих владельцев автопарков нет компьютеров необходимого класса и достаточно квалифицированных сотрудников для работы с ними. Такое положение дел ошибочно воспринимается руководителями как нормальное, но в результате они лишаются возможности вести полный учет и экономить.

«Автоматизации автопарков в России могут помешать такие факторы, как отсутствие материально-технической базы и недостаточная квалификация ответственного персонала. При должном уровне знаний и опыте сотрудников никакие внешние факторы не могут служить препятствием для внедрения автоматизированных программ», — считает Иван Лукин.