Как сделать бизнес на очистке труб

Об особенностях новой биотехнологии очистки систем оборудования и теплового отопления и о том, зачем новому бизнесу необходим акселератор, рассказала Елена Левина, генеральный директор «Наносерва»
25 декабря 2014, в 18:01

«Наносерв» — российская компания, разработчик новой технологии для очистки систем отопления зданий, трубопроводов, промышленных отопительных котлов, бойлеров и пр. от солей, накипи и других отложений с помощью биотехнологий на основе живых бактерий и молочной сыворотки.

В 2013 году выручка предприятия составила 3 млн руб., прибыль — 1 млн руб. На 2014 год подписаны контракты на сумму порядка 200 млн руб. Ежемесячный оборот компании, по ее оценкам, составил 5 млн руб.

Разработанное компанией средство БиЗ-1 пластифицирует отложения, пассивно к металлам, т.е. не повреждает трубопроводы и металлическую тару, экономит тепловую энергию (на 30 – 40% за счет увеличения теплоотдачи), экологически безвредно для людей и животных, экономит электроэнергию за счет увеличения проходимости труб, замедляет процесс образования накипи и отложений, способствует уменьшению выброса парниковых газов в атмосферу.

Компания активно распространяет технологию благодаря развитой дилерской сети в регионах РФ и Казахстане. В 2014 году компания стала победителем акселератора GenerationS.

О том, как разработка превратилась в перспективный стартап и зачем компаниям такого типа участие в акселераторе GenerationS, рассказала генеральный директор «Наносерва» Елена Левина.

iBusiness: Что представляет собой ваш проект?

Елена Левина: Восстановление систем отопления, котельного и теплового оборудования с помощью запатентованной бионанотехнологии БиЗ-1 на основе генетически модифицированных бактерий. Не повреждает металл, резиновые прокладки, пластик и другие материалы, безопасно для окружающей среды и человека, высокая эффективность очистки. Позволяет уйти от капитального ремонта, существенно сэкономить средства на восстановление работоспособности отопительной системы и температуры в помещении.

Елена Левина: Нам нужен не просто финансовый, а стратегический инвестор

iBusiness: Как возникла идея проекта? Много ли времени прошло с момента появления идеи до начала активных действий?

Елена Левина: В основу формирования компании «Наносерв», зарегистрированной в марте 2012 года, легла инновационная биотехнология по очистке от накипи и шлама систем отопления и теплового оборудования БиЗ-1, разработанная еще в конце 1980-х микробиологом Виктором Звенигородским и на практике отработанная фирмой «Теплосервис» под руководством Виктора Богомолова.

Первоначально биожидкость применялась исключительно для удаления молочного камня на молокоперерабатывающем заводе. Позже провели ряд экспериментов и решили использовать данную технологию для устранения накипи в тепловом оборудовании. Получив в 2002 году патент на БиЗ-1, профессора стали искать заказчиков. Через некоторое время им удалось заключить несколько контрактов и провести ряд чисток в Краснодаре и крае, но вывести продукт на более высокий уровень так и не вышло. И только в 2012 году с образованием «Наносерва» началась коммерциализация технологии.

Константин Фокин, генеральный директор Центра инновационного развития г. Москвы:

«Сегодня мы не просто налаживаем взаимодействие стартаперов с инвесторами и помогаем начинающему бизнесу привлечь финансирование. Ведь деньгами тоже надо уметь пользоваться. Большую часть времени мы обучаем. Проекты проходят несколько этапов образовательной программы. Понятно, что проекты имеют отраслевую специфику, собственную логику, различных партнеров, инвесторов, экспертов. Поэтому в этом году впервые конкурс-акселератор стартапов GenerationS разбили на отраслевые треки: IT, Industrial, Cleantech, BiotechMed. В результате выросло и качество проектов, и интерес инвесторов к «неайтишным» стартапам».

iBusiness: Сколько времени заняла реализация проекта?

Елена Левина: Активный выход на рынок начался в 2012 году, и мы все еще завоевываем свою нишу.

iBusiness: С какими сложностями вы столкнулись?

Елена Левина: Бюрократизм системы, нежелание применять новые методы, боязнь брать на себя ответственность за принятие решения.

iBusiness: Все ли удалось сделать так, как было задумано?

Елена Левина: У нас большие амбициозные планы, многие из них еще в процессе реализации.

iBusiness: Насколько сложно найти инвестора под проект такого типа, как ваш? От чего зависит успех? Как лучше это делать, какие моменты стоит учесть?

Елена Левина: Для нас самым важным при выборе инвестора является возможность усиления бизнеса, т.е. нам нужен не просто финансовый, а стратегический инвестор. Таких компаний не много. Для нас очень важно, чтобы при вхождении в компанию инвестора мы смогли укрепить свои позиции на рынке и сделать резкий рывок вперед.

iBusiness: Каковы ваши впечатления от участия в акселераторе GenerationS? Что понравилось / не понравилось, какие мероприятия / мастер-классы оказались самыми полезными? Что запомнилось больше всего?

Елена Левина: Это был колоссальный опыт, мы получили сильную обратную связь от инвесторов и потенциальных партнеров. Очень запомнились индивидуальные менторские сессии — все специалисты очень высокого уровня! Колоссальный опыт! Запомнилось «боевое задание» — встречи с компаниями и инвестфондами в очень сжатые временные сроки, причем встречи были на самом высоком уровне, на который нам самим было бы не пробиться.

iBusiness: Какова польза GenerationS для вашего бизнеса? Помогло ли участие в акселераторе осознать свои ошибки и что-то поправить в стратегии и планах развития?

Елена Левина: После акселератора и инвестсессии нам поступило множество предложений от инвесторов, которые заинтересовались проектом, и мы уже начали переговоры с некоторыми из них. Приятно иметь возможность выбирать себе партнера! Без GenerationS это было бы невозможно.