Андрей Дворкин: «Самое время тестировать спрос»

Сооснователь агрегатора РУНДЛ о том, чем рецессия может быть полезна российским стартапам
16 января, в 10:33

«В связи с паникой по поводу валютного курса, рецессии в 2015 году, недоступным кредитованием и отсутствием активных инвесторов, с новой силой ведутся разговоры, как на ситуации заработать или хотя бы сохранить то, что есть. Фондам выгоднее держать средства в валюте или инвестировать исключительно в зарубежные бизнесы – российским надо показывать слишком высокие темпы роста, чтобы быть конкурентными. Немногочисленные местные венчурные фонды, и без того полюбившие «инвестировать» в стартапы фактически предоставляя деньги в долг в разных вариантах, сейчас еще больше ужесточили подобные практики всевозможными залогами и дополнительными обязательствами. Многие небольшие фонды в свое время насоздавались также на заемные средства – так что весь рынок по уши в проблемах.

Есть ли плюсы в данной ситуации? Да, есть, но минусов естественно больше. На растущем рынке работать приятнее, легче что-то создавать, привлекать финансирование и как следствие быстрее расти. Но побудем немного оптимистами и сконцентрируемся на плюсах.

Слабые уходят с рынка

На растущем рынке даже самые бездарные агентства не останутся без клиентов, а посредственным стартапам несложно получить немалые по российским меркам инвестиции, примазавшись к какому-нибудь актуальному тренду (онлайн-тревел, соцсети, интернет магазины второго эшелона в высоко конкурентных сегментах и т.д.). В кризис эти компании значительно сокращают деятельность либо просто банкротятся. И хотя сам рынок тоже сжимается в размерах, скорость исчезновения подобных игроков выше. Как результат – освобождается доля рынка, а конкуренция снижается, что является идеальным временем для входа.

Преимущества локального продукта

Несмотря на финансовую стабильность иностранных компаний и возможность расти вне рублевой зоны, они также терпят убытки в России, но вдобавок к этому гораздо менее конкурентоспособны по цене. Импорт стремительно падает и без всяких продовольственных санкций, что также высвобождает долю рынка для местных компаний. Что касается интернета, то здесь исторически поисковики, соцсети, СМИ и e-commerce доминируют над всем иностранным, что делает его, пожалуй, единственной возможной точкой технологического роста для экономики в целом. Все это дает преимущество локальным игрокам, хотя присутствие на других рынках в такое время – конечно уникальный плюс и благо.

Время тестировать спрос и экспериментировать

Когда конкуренция падает, это дает дополнительные преимущества продуктам на ранней стадии, у которых цена ошибки и так низкая. Самое время тестировать спрос, меняться под потребителя и изучать рынок. На примере проекта РУНДЛ, который мы разрабатывали несколько лет, мы неоднократно упрощали и совершенствовали интерфейс по отзывам пользователей, но до этих изменений сами бы никогда не догадались. Последнее серьезное изменение произошло как раз во время усилившегося спроса к новостям и агрегаторам, чем мы очень довольны. Недавно несколько локальных стартапов в данной сфере закрылись из-за недостатка финансирования, что подтверждает пункт первый данной статьи.

Повышается эффективность

Внешние обстоятельства заставляют пересмотреть структуру затрат и общую стратегию. Второстепенные проблемы отходят на второй план, исключаются бесполезные расходы и пустая активность. Команда концентрируется вокруг основных вопросов и, как правило, работает более эффективно – еще бы, ведь платежеспособного клиента в это время меньше, он становится опытнее и избирательнее, так что приходится соответствовать. Пересмотрев проделанные изменения, задаешься вопросом, в чем была проблема это сделать раньше, кратно увеличив отдачу на затраты.

Актуальность IT-бизнеса возрастает

Когда цены на сырье на дне, снова на повестке дня диверсификация экономики, поддержка IT сектора и малого бизнеса в целом. Аналогичная ситуация была и в 2008 – 2009 годах – теперь очевидно, что никаких изменений в этом направлении сделано не было. Все благие намерения были заброшены, как только цены стабилизировались. Второй шанс – всегда хорошо, и внимание снова привлекается к этим проблемам, чего не произошло бы при продолжающихся успехах сырьевой модели. Есть мнение, что дефолт 98-го года во многом поспособствовал становлению единственного конкурентоспособного технологического сектора России, т.е. интернета.

Тем не менее, несмотря на эти очевидные плюсы, текущие сложности обещают быть длительными (1−2 года, как нам говорят). Даже самые успешные стартапы, ориентированные на внутренний рынок, будут расти гораздо медленнее, и испытывать гораздо больше проблем, чем это было бы на спокойном рынке при высоких уровнях потребления. Но любой кризис когда-нибудь да заканчивается, а от восстановления выиграет тот, кто наиболее эффективно работал в период рецессии».

Автор – Андрей Дворкин, сооснователь агрегатора РУНДЛ

iBusiness.ru публикует статью Андрея Дворкина, впервые размещенную на сайте медиа-ресурса Firrma

Читать публикацию на Firrma