Получать лучшие публикации от редакции раз в неделю:

EY: Главное богатство компании — это знания и опыт ее сотрудников

По мнению большинства топ-менеджеров из разных стран, главный секрет коммерческого успеха в наши дни заключается в «человеческом капитале»
13 мая, в 17:39

Почему одни компании процветают, а другие балансируют на грани выживания? В чем принципиальная разница между лидерами и аутсайдерами? Чтобы выяснить это, EY (прежнее название — Ernst & Young), входящая в «большую четверку» международных аудиторских компаний, провела исследование, опросив бизнес-лидеров из Великобритании, Германии, Индии, Китая и США. По результатам этого исследования EY назвала три определяющих фактора успешности компании на современном рынке.

Главным секретом успеха оказались знания. Точнее — «человеческий капитал», то есть вся совокупность знаний и опыта сотрудников компании. Так считает 81% участников исследования EY. Ключевая роль в накоплении этого капитала принадлежит руководителю: владельцу, директору, топ-менеджеру, коллегиальному руководящему органу — в каждой конкретной компании по-своему. От знаний и опыта руководителя зависит, сможет ли компания постоянно заинтересовывать и привлекать самых опытных, квалифицированных и эрудированных сотрудников. Хороший руководитель — это тот, кто создает в своей компании лучшие на рынке условия для «переманивания» лучших специалистов, а затем эффективно использует их знания и опыт в интересах своего бизнеса.

Концентрация внимания руководителя на поиске кадров приносит двойную выгоду: каждый раз, когда компания использует представившуюся возможность нанять ценного сотрудника, она тем самым отнимает его у своих потенциальных конкурентов (в идеале — навсегда). Кроме того, знания и опыт «тиражируются» внутри компании: каждый специалист, обладающий определенными компетенциями, в ходе общей работы передает их другим. Компетенции каждого из сотрудников при правильном менеджменте не остаются невостребованными и изолированными: они постепенно становятся достоянием всей бизнес-команды, накапливаются и активно используются в повседневной деятельности компании, образуя ту «критическую массу», которая открывает путь к инновациям, хорошей репутации на рынке и росту доходов.

«Бизнес-лидерам необходимо переоценить свои подходы к традиционным драйверам успеха, если они хотят и дальше расширять свой бизнес. Они все больше осознают знания не как “некую информацию, которой хорошо бы обладать”, а как ключевой драйвер успеха. Знания и опыт позволяют увеличить прибыль, эффективность и инновационность, когда компания выходит на новые рынки, меняет цифровую инфраструктуру или запускает социально-ответственные процессы в сфере экологии», — отмечает Джефф Грин, главный менеджер по знаниям EY. Здесь надо добавить, что в реальных условиях ведения бизнеса, особенно в развивающихся странах, знания и опыт во многих случаях необходимы не для «выхода на новые рынки», а для элементарного выживания среди финансово более сильных конкурентов.

На второе место после знаний топ-менеджеры ставят продукцию. 78% участников исследования EY считают главным фактором успешности современной компании работу по поддержанию должного качества предлагаемых клиентам продуктов и, конечно, разработку новых продуктов. Третье место по результатам исследования заняла работа по обеспечению краткосрочной финансовой эффективности — ее считают главным фактором 73% респондентов.

Безусловно, все три названных фактора тесно взаимосвязаны. EY приводит слова топ-менеджера из Германии: «Обладая большей информацией о состоянии рынка и зная потребности клиентов, мы можем модифицировать наши продукты, приводя их в наилучшее соответствие с этими потребностями». Таким образом, речь идет о постоянно действующей обратной связи: «критическая масса» знаний обо всем, что происходит на рынке (технологии и действия конкурентов, финансовые показатели, новейшие научные разработки, предпочтения потребителей и т.д.), позволяет компании непрерывно видоизменять свою продукцию, подстраивая ее под требования этого рынка, что в свою очередь приводит к финансовой эффективности.

Интересно, что взгляды топ-менеджеров на роль знаний в бизнесе коррелируют с характером экономик тех стран, где они ведут бизнес. В Германии знания считают приоритетными для своих компаний 93% респондентов, в США — 84%, в Великобритании — 82%, в Индии — 72%, в Китае — 62%.

Чем более конкурентна рыночная среда, тем больше исчерпывают себя традиционные, классические драйверы роста бизнеса. Чем больше они исчерпывают себя, тем больше шансов вырваться вперед окажется у тех компаний, которые сумеют поставить себе на службу преимущества от технологий управления знаниями («knowledge management») — относительно нового и крайне перспективного направления повышения коммерческой эффективности. В наибольшей степени это относится к высокотехнологичным отраслям, но по сути совершенно справедливо для любой сферы экономики. В российских компаниях систематическое управление знаниями используется весьма редко. Это значит, что каждый руководитель, который сумеет скопировать для себя технологии управления знаниями с более успешных компаний (в том числе иностранных), резко повысит свои шансы удержаться на рынке и вырваться вперед в условиях нарастающей конкуренции.