Выездные налоговые проверки для бухгалтеров – тема очень тонкая. Каждый раз, когда заходит речь о визите инспекторов на предприятия, многие рефлекторно начинают вспоминать, а все ли у них в порядке с документами? Если с бумагами все довольно ясно и к ним уже давно привыкли, то по поводу электронных документов вопросов достаточно много. В этом случае бухгалтеров интересует, как поведет себя инспектор, когда узнает, что в организации используется электронный документооборот, будет ли он требовать доступ к системе, заставлять распечатывать копии?
В этой статье я постараюсь вам рассказать о том, чего ждать бухгалтеру от выездных налоговых проверок (далее – ВНП) в организации, где используют ЭДО.
Разберем основные вопросы.
Отличаются ли правила проверки электронных документов от бумажных?
Нормативно-правовых актов, регулирующих порядок проведения ВНП налогоплательщиков, которые используют в работе ЭДО с контрагентами, на данный момент нет. Подтверждает этот факт и ответ от ФНС, который мы недавно получили по данному вопросу.
А это значит, что в данной ситуации работают правила для бумажных документов, указанные в письме ФНС России от 25.07.2013 № АС-4 – 2/13622@ «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».
Проверка каждого отдельного учетного документа включает в себя:
Вышеуказанные правила применимы и для проверки электронных документов в случае, если проверяемая организация сама предоставит технические средства для доступа к документам.
На вопрос, кто должен предоставлять технические средства для просмотра электронных документов, мы ответили: сам проверяемый налогоплательщик. Понятно, что для этого как минимум нужен компьютер, а какое программное обеспечение должно быть на нем установлено?
Во-первых, это средство для просмотра формализованных и неформализованных документов, использующихся в компании.
С неформализованными документами все более-менее ясно. Как правило, это документы в таких распространенных форматах, как .DOC(X), .XLS, .PDF, .JPG, .TIFF и т.д. Для их просмотра существует множество программ, которые, скорее всего, уже установлены на компьютере.
Но как просматривать формализованные документы? Или документы, формат которых законодательно не закреплен, но в организации используют?
Конкретных требований к тому, как и с помощью каких средств должны просматриваться формализованные документы при ВНП, нет, поэтому предлагаю порассуждать о вариантах.
Во-вторых, нужны средства для проверки электронной подписи. То есть на рабочем месте должны иметься: средство криптографической защиты информации и средство, с помощью которого можно просмотреть информацию о подписи. Ими могут быть:
Как быть с электронными документами?
В рамках проверки в организации может проводиться выемка документов. Как производить изъятие бумажных документов понятно. Но что делать с электронными? Складывается ощущение, что по отношению к электронным документам понятие «выемка» это пережиток прошлого. Тем не менее, оно существует. А вот правил проведения выемки по отношению к электронным документам нет. Скорее всего, будет использоваться Порядок направления требования о предоставлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требования налогового органа в электроном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденный Приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7 – 2/168@. Менее вероятный вариант, на мой взгляд, это передача документов на каком-либо носителе типа флэш-карты или диска.
В завершение можно сказать, что четких ответов в законодательстве на вопрос «как же будет проводиться выездная налоговая проверка в организации с ЭДО?» нет. Возможно, с развитием электронного взаимодействия между ФНС и налогоплательщиками, процедура выездной налоговой проверки по отношению к электронным документам будет менее актуальной, а сама проверка сведется к просмотру документов в базах данных. Немалая часть предложений по процедуре проведения ВНП будет лежать на самой ФНС, а также на операторах ЭДО и самих налогоплательщиках. А сейчас, пока нет законодательной опоры, организациям остается методом проб и ошибок выяснять, как показывать проверяющим электронные документы.
Если вы используете ЭДО с контрагентами и у вас уже были реальные случаи ВНП, пишите свои мнения и примеры из жизни, будет очень интересно узнать, как решаются рассмотренные вопросы на практике!
Комментарии
*