Получать лучшие публикации от редакции раз в неделю:

Топ-менеджеры Google: В следующем десятилетии количество виртуальных личностей превысит население Земли

Отрывок из книги Эрика Шмидта и Джареда Коэна «Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государств»
23 апреля, в 13:30

В книге «Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государств» председатель совета директоров Google Эрик Шмидт и Джаред Коэн, директор научного центра Google Ideas, предсказывают, что в будущем благодаря «революции данных» люди утратят контроль над своей персональной информацией, попадающей в виртуальное пространство, в результате чего произойдут важные изменения в реальном мире . Отрывок из книги Эрика Шмидта и Джареда Коэна «Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государств» iBusiness.ru републикует с разрешения издательства «Манн, Иванов и Фербер».

«В следующем десятилетии количество виртуальных личностей превысит население Земли. Все мы будем представлены в сети сразу несколькими аккаунтами, а значит, возникнет множество переполняемых энергией сообществ по интересам, которые и отражают, и обогащают реальный мир.

В следующем десятилетии количество виртуальных личностей превысит население Земли

В результате образуются огромные массивы информации (уже появился термин «революция данных») и люди получат невиданную раньше власть. И вот здесь необходимо сделать исключительно важное предостережение: в результате этой революции данных мы практически утратим контроль над своей персональной информацией, попадающей в виртуальное пространство, что приведет к серьезным последствиям и в реальном мире. Возможно, это затронет не каждого пользователя, но на макроуровне очень сильно изменит нашу жизнь. Перед нами стоит трудная задача: решить, на что мы готовы пойти для того, чтобы сохранить контроль над личной жизнью и безопасностью.

В результате революции данных мы практически утратим контроль над своей персональной информацией, попадающей в виртуальное пространство

Сегодня наши виртуальные личности в некоторой степени влияют на наше физическое «я», но пока не доминируют над ним. То, как ведут себя пользователи в социальных сетях, и то, что они пишут, может нравиться или нет, но чаще всего по-настоящему конфиденциальная или личная информация остается скрытой от посторонних глаз. От онлайн-склок и дискредитирующих кампаний страдают в основном заметные общественные фигуры, а не обычные люди. В будущем на нашу личность в реальной жизни все большее влияние станут оказывать наша виртуальная деятельность и контакты в сети. Детально документированное прошлое начнет определять наши перспективы, и мы утратим контроль над тем, как нас воспринимают другие.

Детально документированное прошлое начнет определять наши перспективы, и мы утратим контроль над тем, как нас воспринимают другие

Одновременно вырастет вероятность несанкционированного доступа к персональным данным, их кражи или манипулирования ими, в частности благодаря тому, что мы все больше полагаемся на «облачные» хранилища данных. (Говоря упрощенно, «облачные» вычисления проводятся на программном обеспечении, размещенном в интернете, управлять которым пользователь не может. А хранение документов и иного контента «в облаке» означает, что данные находятся на удаленных, а не на локальных серверах или собственном компьютере человека и доступ к ним могут получить разные пользователи и с разных устройств. «Облачные» вычисления ускоряют распространение информации и процесс работы в интернете, поскольку сокращают трафик.) Однако в силу этой уязвимости — и воображаемой, и реальной — технологическим компаниям придется прилагать все больше усилий, чтобы завоевать доверие пользователей в области конфиденциальности и безопасности данных, иначе они столкнутся с оттоком клиентов.

Отрасль высоких технологий уже озаботилась поиском новых способов снизить указанные риски, например при помощи двухфакторной идентификации, когда для доступа к своим персональным данным от вас требуется что-то, что вы знаете (предположим, пароль), имеете мобильный телефон или что вам неотъемлемо принадлежит (отпечаток пальца ). Не может не радовать то, что над созданием нового поколения таких решений трудятся лучшие в мире инженеры. Как минимум в качестве более надежного, хотя и не идеального выхода будет повсеместно использоваться строгое шифрование. («Шифрованием» называется кодирование информации, при котором декодировать ее может лишь тот, кто прошел верификацию.)

Могут измениться сами основы виртуальной идентификации. Некоторые правительства, решив, что иметь тысячи анонимных, бесконтрольных и непроверенных граждан — «подполье» — слишком рискованно, захотят узнать, кто скрывается за каждым онлайн-аккаунтом, и потребуют верификации на государственном уровне для усиления контроля над виртуальным пространством. В будущем ваша виртуальная личность вряд ли будет ограничена страничкой в Facebook — скорее всего, она станет целым созвездием профилей, созданных вами в интернете, которое будет верифицироваться и даже регулироваться властями. Представьте, что все ваши аккаунты — в Facebook, Twitter , Skype , Google+ , Netfl ix , подписка на New York Times — привязаны к одному «официальному» профилю. Рейтинг информации, связанной с верифицированными онлайн-профилями, в результатах поиска окажется более высоким по сравнению с контентом без такой верификации, а это, естественно, приведет к тому, что большинство пользователей будут кликать на верхние (верифицированные) результаты. И тогда истинная цена анонимности может стать слишком высокой: даже самый увлекательный контент, созданный владельцем анонимного профиля, просто не будет виден в поисковой выдаче из-за своего чрезвычайно низкого рейтинга.

Переход от ситуации, когда личность формируется офлайн и позднее проецируется в сеть, к созданию онлайн-личности, которая затем воплощается в реальном мире, окажет огромное влияние на граждан, государства и компании. И от того, как удастся решить проблемы конфиденциальности и безопасности личных данных, будут зависеть границы человеческой свободы.

В будущем уникальная личность человека окажется его самым ценным активом, и существовать эта личность будет преимущественно в сети. Опыт жизни в режиме онлайн люди станут приобретать с самого рождения, если не ранее. При этом различные периоды человеческой жизни, «замороженные» во времени, будут легкодоступны для всеобщего обозрения. В результате придется создавать новые средства контроля информации, позволив людям самим составлять списки тех, кто может видеть их данные. Используемые нами сегодня технологии связи «инвазивны» по определению: они собирают наши фотографии, комментарии и имена друзей в огромные базы данных, по которым можно проводить поиск и которые в отсутствие внешнего регулирования становятся законной добычей для работодателей, университетских отделов по работе с персоналом и сплетников. Мы то, что мы «твиттим».

В идеале все мы должны сознательно и тщательно управлять своими онлайн-личностями и виртуальными жизнями, отслеживать и корректировать их, чтобы не усложнять свою реальную жизнь, причем с самого раннего возраста. Увы, это невозможно. У детей и подростков желание делиться информацией всегда перевесит смутный отдаленный риск рассказать о себе слишком многое, несмотря на многие примеры негативных последствий. Так что к тому моменту, когда человеку исполнится сорок, в сети сложится повествование о его жизни, очень подробное и включающее все факты и вымыслы, ошибки и победы. И даже слухи будут жить вечно.

К тому моменту, когда человеку исполнится сорок, в сети сложится повествование о его жизни, очень подробное и включающее все факты и вымыслы

Мы предвидим пышный расцвет отрасли, связанной с защитой персональных данных и репутации. Такой бизнес существует уже сегодня: компании вроде Reputation.com используют различные методы как быстрого реагирования, так и профилактики для того, чтобы удалять из сети нежелательный для их клиентов контент или минимизировать ущерб от его появления. По некоторым сообщениям, в ходе экономического кризиса 2008 года несколько банкиров с Уолл-стрит привлекали компании, специализирующиеся на защите онлайн-репутации, чтобы те минимизировали информацию о них в виртуальном мире. Стоили такие услуги до $10 000 в месяц. В будущем на волне растущего спроса эта отрасль существенно расширится, и услуги репутационных менеджеров станут таким же обычным делом, как брокеров и финансовых консультантов. Нормой для известных и стремящихся к известности людей будет активное управление своим онлайн-имиджем , например, получение от репутационного менеджера ежеквартальных отчетов, фиксирующих его изменение за прошедший период.

Мы предвидим пышный расцвет отрасли, связанной с защитой персональных данных и репутации

Появится новое направление страхования. Вам предложат застраховать свою онлайн-личность от кражи и взлома, ложных обвинений, злоупотреблений и несанкционированного присвоения. Родители смогут купить страховку от репутационного ущерба, который способны причинить им действия их детей в интернете. А преподаватель, скажем, захочет застраховаться от взлома студентами его профиля в Facebook и размещения на странице оскорбительной и порочащей информации.

Страхование от кражи персональных данных уже существует, но в будущем страховые компании смогут предложить своим клиентам защиту и от других злоупотреблений. Такие полисы будут покупать не только те, кому они действительно нужны, но и просто параноидально настроенные люди.

Онлайн-личности возобладают столь высокой ценностью, что их — реальные или придуманные — можно будет купить на черном рынке. В этом будут заинтересованы и обычные люди, и преступники, ведь под чужой маской смогут скрыться как наркоторговцы, так и диссиденты. Такие онлайн-личности, украденные или созданные с нуля, станут продаваться в комплекте со всей необходимой исторической информацией: записями в лог-файлах интернет-провайдеров , фиктивными «френдами» и данными о покупках, то есть всем тем, благодаря чему будут выглядеть правдоподобно. И если полицейский информатор из Мексики захочет избежать мести со стороны наркокартеля, набор таких фальшивых онлайн-личностей влиять использование популярных ключевых слов и обратных ссылок на «раскрученные» сайты. Все это вполне законно и морально приемлемо. Однако у поисковой оптимизации есть и оборотная сторона — «черная SEO», которая включает в себя попытки манипулирования рейтингом при помощи незаконных или аморальных методов, скажем, причинение вреда чужому контенту (к примеру, путем привязки его с помощью ссылок к подозрительным сайтам, в частности содержащим детскую порнографию), добавление скрытого текста или маскировка сайта (это когда поисковым роботам показывают одну его версию, а конечным пользователям — другую).

Онлайн-личности возобладают столь высокой ценностью, что можно будет купить на черном рынке

Естественно, что в цифровую эпоху такой способ побега представляет собой рискованное предприятие: начало новой жизни должно означать полный разрыв всех прежних связей, ведь выдать человека может малейший неверный жест вроде поискового запроса по имени кого-то из родственников. Более того, тому, кто использует фальшивую личность, следует избегать всех мест, где применяется технология распознавания лица, способная связать его со старым аккаунтом человека. Да и сам этот теневой рынок сделок с онлайн-личностями будет неспокойным местом: и покупатель, и продавец остаются анонимными благодаря зашифрованным каналам связи и расчетам в виртуальной валюте, которые очень сложно отследить.

Поэтому и посредники, и покупатели столкнутся с теми же рисками, что и сегодняшние участники черного рынка, включая работу правительственных агентов «под прикрытием» и обман в ходе сделок (вероятность всего этого, скорее всего, даже повысится, учитывая анонимную природу транзакций в виртуальном мире)».

Читать подробности о книге на сайте издательства