Получать лучшие публикации от редакции раз в неделю:

Пять причин, почему стартап Uber стал одним из самых дорогих в Силиконовой долине

Сервис по вызову такси Uber инвесторы оценили в $18,2 млрд. Представляем пять аргументов в защиту столь крупной суммы
10 июня, в 10:17

Американский интернет-сервис Uber, разработавший сервис для поиска, вызова и оплаты услуг такси, привлек $1,2 млрд инвестиций. Инвесторы оценили компанию в $18,2 млрд. Это сделало Uber одним из самых дорогих стартапов Кремниевой долины.

Еще в конце 2013 года Uber оценили в $3,5 млрд. Такой быстрый рост стоимости компании довольно непросто объяснить, несмотря на то что Uber действительно является крайне эффективным и популярным стартапом, работающим, кстати, и в России. iBusiness нашел пять причин, по которым эта небольшая технологическая компания действительно заслуживает своей оценки.

Огромный и быстрорастущий рынок

Люди, которым нужна машина с водителем, чтобы безопасно и желательно недорого добраться из одного места в другое, есть везде. Uber решил не ограничиваться рынком США и уже вышел на международную арену. И он будет продолжать набирать популярность по мере того, как растет количество используемых в мире смартфонов и планшетов.

Желающие быстро, недорого и с комфортом попасть из одного места в другое есть везде

У Uber есть несколько ключевых преимуществ перед традиционными таксопарками. Во-первых, пользователям не нужно объяснять оператору таксопарка, куда подать такси. Вместо этого достаточно открыть соответствующее приложение и нажать в нем пару кнопок. Во-вторых, Uber очень удобен для водителей: приложение сигнализирует о наличии клиента только тогда, когда он находится неподалеку. Это позволяет им экономить время и топливо. В-третьих, поскольку Uber позволяет оплачивать услуги такси через интернет по безналу, у водителей не возникает проблем ни со сдачей, ни с оплатой: пассажир не сбежит, не заплатив.

Наконец, главное преимущество Uber перед традиционными службами такси состоит в том, что эта компания сотрудничает с владельцами собственных автомобилей, а не только с профессиональными таксистами. Автолюбителям это дает возможность заработать в свободное время (или по пути в офис), а пассажирам — сэкономить на поездках, не оплачивая услуги посредников. По сути, Uber — это Airbnb для клиентов такси. С той лишь разницей, что стоимость поездки рассчитывает Uber, а не перевозчик.

Через некоторое время сервис может полностью изменить рынок частных автомобильных перевозок, выдавив из мегаполисов традиционных таксистов. А что будет, если водители Uber возьмутся еще и за доставку товаров? Это потенциальная угроза не только для логистических компаний, но и, например, для Amazon.

Отсутствие языкового барьера

Поскольку любой пользователь в любом городе, где работает Uber, может не общаться ни с диспетчерами автопарков, ни собственно с водителем, между участниками процесса языкового барьера нет. Это здорово облегчает процесс перемещения по городу для тех, кто не знает языка страны, в которой находится.

Клиенту Uber не страшен языковой барьер — ему не нужно ничего объяснять ни диспетчеру, ни водителю автомобиля

Для самого Uber это ценно как минимум по двум причинам. Во-первых, клиенты сервиса могут пользоваться им не только в своих родных городах, но и во всех точках планеты. Это увеличивает доходность с каждого пользователя сервиса. Во-вторых, для международной экспансии сервиса нет языковых ограничений: чтобы запустить Uber в новом городе, достаточно лишь найти там автомобили премиум-класса с желающими подзаработать водителями.

К слову, сейчас Uber является одной из самых быстрорастущих компаний в мире. Он уже захватил 100 городов в 36 странах мира. А ведь компании всего пять лет.

Внятные перспективы монетизации

С каждой транзакции, совершенной пользователями сервиса, Uber взимает 20% комиссии. И это позволяет молодой интернет-компании зарабатывать огромные деньги. Хоть компания пока непубличная, некоторые данные о ее финансовом положении уже есть. В декабре 2013 года в сеть попали скриншоты внутренней переписки в компании, из которой следует, что в прошлом году она собиралась получить свыше $200 млн выручки. Для сравнения: Twitter, который оценивают в $25 млрд, в прошлом году выручил $317 млн. Но бизнес Twitter растет гораздо медленнее бизнеса Uber.

Все тарифы за проезд устанавливает Uber. Его комиссия — 20%

В общем, тот факт, что сервис не станет очередным неприбыльным «пузырем» с гигантской аудиторией, но без возможности заработать на ней, уже можно считать очевидным.

Кадровый состав

Uber — серьезная компания, а не традиционный технологический стартап, набитый 22-летними гиками, обедающими пиццей прямо за компьютером. Здесь работают легендарные финансисты из Уолл-стрит — например, основатель TPG Capital и новый член совета директоров Uber Дэвид Бондермен.

Сам основатель стартапа Трэвис Каланик не только программирует, но и отчаянно воюет с регуляторами тех стран, в которых работает: власти почти во всех городах, где работает Uber, относятся к нему с подозрительностью. Каланик лично беседует с чиновниками, умеет вести переговоры. А в США он известен еще и тем, что в 1998 году вместе с университетскими приятелями создал одну из первых в мире пиринговых сетей Scour.com. Пул голливудских компаний тогда подал на него в суд и вменил иск на невероятные $250 млрд. И дело закончилось «мировым» соглашением: Каланик заплатил всего $1 млн отступных.

Работа в «реальном» мире, а не только в виртуальном

В отличие от большинства других интернет-стартапов, Uber помогает пользователям решать задачи, от которых они, скорее всего, никогда не откажутся. Необходимость перемещаться в транспорте — «настоящая», а не «выдуманная». И чтобы ее удовлетворить, у Uber есть не только сайт и мобильное приложение, но и договоры с водителями. Это значит, что устойчивость Uber в общем не зависит целиком и полностью от «моды», царящей в интернете.

Одно из преимуществ сервиса — простая навигация: свободные машины и потенциальные пассажиры отображаются непосредственно на карте

В свое время Facebook и Twitter очень быстро расправились с MySpace и десятками некогда очень популярных блог-платформ. Google буквально за несколько лет уничтожил поисковую систему Yahoo. Uber победить будет совсем не так просто: для этого не хватит новой оригинальной идеи и нескольких десятков или сотен программистов. А потребность в Uber не исчезнет сама по себе, как исчезла потребность, например, в онлайн-каталогах со ссылками после появления поисковых систем.